Физиология человека и животных : пособие для самостоят. и практ. работы студентов / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Е. Н. Луппова и др. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 71 с. : ил.

Работа №4. Карта вкусовых полей языка. Восприятие химических раздражителей из внешней среды происходит в результате непосредственного соприкосновения веществ со слизистой оболочкой полости рта. Слизистая оболочка снабжена специальными рецепторами, представляющими периферический отдел вкусовой сенсорной системы. Рецепторы располагаются в глубине вкусовых луковиц, находящаяся в сосочках языка. У человека различают желобовидные, листовидные и грибовидные сосочки. Специальные вкусовые нервы отсутствуют, и раздражение проводится в центральную нервную систему по нервным волокнам языкоглоточного, блуждающего, лицевого и тройничного нервов. Вкусовые волокна вступают в варолиев мост и заканчиваются в одном из ядер тройничного нерва. Подкорковый центр вкуса локализуется в гипоталамусе. Раздражающее действие на вкусовые рецепторы оказывают только растворенные вещества. Человек способен различить четыре группы вкусовых веществ: кислое, соленое, горькое и сладкое. Поверхность языка не одинаково чувствительна к основным вкусовым раздражителям. Кончик наиболее чувствителен к сладкому, боковая поверхность средней части - к кислому, основание - к горькому, кончик и края - к соленому. Цель: изучение вкусовых полей языка. Материалы и оборудование: испытуемый, штатив с пробирками, 40% раствор сахара, 20% раствор поваренной соли, 2% раствор уксусной кислоты, раствор горького вещества, стеклянные палочки, вода, стакан, пипетка. Ход работы. Задание 1. Испытуемому предлагают раскрыть рот и высунуть язык. Стеклянной палочкой последовательно нанести капельки 40% р-ра сахара на разные участки поверхности языка. Интервал между пробами должен составлять не менее 1 мин, между пробами прополоскать рот водой. Проделать то же с другими растворами. Места наибольшей чувствительности к определенному раствору нанести в виде цветных точек на карту, схематически изображающую поверхность языка в тетради. Задание 2. Эта часть работы посвящена определению порога вкусовых раздражи­ телей. С помощью пипетки приготовить в пробирке раствор сахара 1%, соли, кислоты и горького в-ва. Испытуемому, который не должен знать, что именно находится в пробирке, предлагают подержать содержимое пробирки во рту 20-30 сек, выплюнуть раствор и определить его вкус. Если испытуемый правильно определяет вкус, разбавить раствор в два раза и опять провести пробу. Если вкус раствора определить не удается, провести пробу с большей концентрацией. Так поступают до тех пор, пока не будет определен по­ рог восприятия данного вещества. Таким же образом определить пороги восприятия основных веществ. После каждой пробы рот тщательно прополоскать. Отчет о работе. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz