Физиология человека и животных : пособие для самостоят. и практ. работы студентов / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Е. Н. Луппова и др. - Мурманск : МГПУ, 2005. - 71 с. : ил.
Работа №4. Карта вкусовых полей языка. Восприятие химических раздражителей из внешней среды происходит в результате непосредственного соприкосновения веществ со слизистой оболочкой полости рта. Слизистая оболочка снабжена специальными рецепторами, представляющими периферический отдел вкусовой сенсорной системы. Рецепторы располагаются в глубине вкусовых луковиц, находящаяся в сосочках языка. У человека различают желобовидные, листовидные и грибовидные сосочки. Специальные вкусовые нервы отсутствуют, и раздражение проводится в центральную нервную систему по нервным волокнам языкоглоточного, блуждающего, лицевого и тройничного нервов. Вкусовые волокна вступают в варолиев мост и заканчиваются в одном из ядер тройничного нерва. Подкорковый центр вкуса локализуется в гипоталамусе. Раздражающее действие на вкусовые рецепторы оказывают только растворенные вещества. Человек способен различить четыре группы вкусовых веществ: кислое, соленое, горькое и сладкое. Поверхность языка не одинаково чувствительна к основным вкусовым раздражителям. Кончик наиболее чувствителен к сладкому, боковая поверхность средней части - к кислому, основание - к горькому, кончик и края - к соленому. Цель: изучение вкусовых полей языка. Материалы и оборудование: испытуемый, штатив с пробирками, 40% раствор сахара, 20% раствор поваренной соли, 2% раствор уксусной кислоты, раствор горького вещества, стеклянные палочки, вода, стакан, пипетка. Ход работы. Задание 1. Испытуемому предлагают раскрыть рот и высунуть язык. Стеклянной палочкой последовательно нанести капельки 40% р-ра сахара на разные участки поверхности языка. Интервал между пробами должен составлять не менее 1 мин, между пробами прополоскать рот водой. Проделать то же с другими растворами. Места наибольшей чувствительности к определенному раствору нанести в виде цветных точек на карту, схематически изображающую поверхность языка в тетради. Задание 2. Эта часть работы посвящена определению порога вкусовых раздражи телей. С помощью пипетки приготовить в пробирке раствор сахара 1%, соли, кислоты и горького в-ва. Испытуемому, который не должен знать, что именно находится в пробирке, предлагают подержать содержимое пробирки во рту 20-30 сек, выплюнуть раствор и определить его вкус. Если испытуемый правильно определяет вкус, разбавить раствор в два раза и опять провести пробу. Если вкус раствора определить не удается, провести пробу с большей концентрацией. Так поступают до тех пор, пока не будет определен по рог восприятия данного вещества. Таким же образом определить пороги восприятия основных веществ. После каждой пробы рот тщательно прополоскать. Отчет о работе. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz