Рождение Кандалакши. От мрака к свету / Д. С. Лоскутов // Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - С. 45-52. - (Феодоритовские чтения ; 1).

До сегодняшнего дня сохранились материальные сле­ ды языческих верований и магической культуры лопарей. Это и известный Кандалакшский лабиринт, расположен­ ный в губе Малая Питкуля, и камни-сейды, находящиеся на берегу залива, как в районе Монастырского наволока, так и на горе Волостной. Тропинка, которая связывает го­ ру Волостную с горой Крестовой, - тоже, видимо, имела особое назначение и каким-то образом использовалась в культовых действах. Таким образом, становится понятным важное духовно-стратегическое значение этой доминиру­ ющей над местностью высоты, которая ныне называется «гора Крестовая». И не исключено, что установка там пра­ вославного креста, являлась одной из важнейших состав­ ляющих деяний Феодорита при христианизации этих мест в начале XVI века. «Тропа поднимается на Волосяную гору, что в несколь­ ких километрах к востоку от Кандалакши. Место это за­ мечательно уже тем, что на берегу моря именно здесь рас­ положен Кандалакшский лабиринт; над ним возвышается крутая гора Крестовая; возможно, некогда она составляла единый ритуальный комплекс с лабиринтом: на верши­ не горы в 1994 году автором этих строк была обнаружена небольшая квадратная выкладка из валунов, по крайней мере, того же возраста, что и лабиринт»1. Ясно, что рядом с таким языческим нечестием, в местах столь высокой концентрации сил зла, «духов злобы подне­ бесных», русские люди - христиане селиться избегали. Исходя из всего вышесказанного становится объясни­ мым, почему именно с этих мест начал преподобный Фео- 1Лазарев Е. «Незнаемые города» священного Беломорья // Наука и религия. М., 2003. № 11. С. 11 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz