Рождение Кандалакши. От мрака к свету / Д. С. Лоскутов // Прп. Феодорит Кольский и его духовное наследие : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции : первые Феодоритовские чтения, г. Кандалакша, 30 августа 2006 года / [под ред. иеромон. Митрофана (Баданина)]. - Санкт-Петербург : Ладан, 2007. - С. 45-52. - (Феодоритовские чтения ; 1).
Район Нижней Кандалакши, а точнее сказать, левый бе рег реки Нивы с прилегающими сопками и прибрежьем был посвящен древним языческим демонам, здесь интен сивно совершались соответствующие служения и жерт воприношения. Таким образом, вся духовная составляю щая этих мест, насыщенная воздействием духов нечистых, была глубоко враждебна приходящему сюда на промыслы крещеному люду российскому. Этот аспект освоения и христианизации Крайнего Се вера, всячески замалчивался учеными «века просвещения» и уж тем более во времена воинствующего атеизма. В то же время реальные исторические источники, описывающие жизнь в Лапландии того времени, а также Жития святых, которые подвизались на Кольском Севере, раскрывают нам эту, чрезвычайно важную, специфическую составляю щую духовного пространства Крайнего Севера как облас ти ярко выраженного противостояния сил света и тьмы. «В европейских странах к тому времени сложилось устой чивое представление о Лапландии не иначе, как о «стране ужасов и злого чародейства». Что не удивительно, если даже такие неустрашимые воины, как викинги называли лопарей - «языческие чудовища». Житие Трифона довольно образно описывает духовно нравственное устройство жителей Лапландии, «народа лопарского». «Живущие в нечестии и в самом поганском идолобесии, яко звери дикие, почитающие бесов, кланя ющиеся делу рук человеческих и боготворящие гадов и ночных нетопырей и иных ползающих животных, и едящее все нечистое и скверное»1. 1Цит. по: Митрофан (Баданин), иеромонах. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Мурманск, 2003. С. 60. 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz