Обзор кладбищ Кандалакши / Д. С. Лоскутов // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона КНЦ РАН, Центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл., Центр истории и россиеведения МГГУ]. - Мурманск : МГГУ, 2013. – С. 140-144.

ОБЗОР КЛАДБИЩ КАНДАЛАКШИ Д.С. Лоскутов Древние Можно предположить, что первое захоронение на территории сегодняш­ ней Кандалакши было саамским и принадлежало тем лопарям, которых крестил преп. Феодорит Кольский. Другим захоронением того же периода было место упокоения русских и карельских рыбопромышленников, по версии Ивана Фёдо­ ровича Ушакова, которая всё более подтверждается, находящееся в районе перво­ начальной Кандалакши, в районе реки Канда. Монастырское и волостное Следующим периодом истории Кандалакши является временной промежу­ ток с 1526 по 1589 годы. В это время появляется сельское, поморское поселение Кандалакша на правом берегу реки Нива в устье и монастырь на левом берегу ре­ ки «в устье на Наволоке». Соответственно, возможно появление кладбища воло­ стного/сельского около первоначальной (до сожжения) церкви Рождества Иоанна Предтечи и монастырского на Наволоке. Интересен рисунок расположения церк­ вей Кандалакшского монастыря до его сожжения в 1589 году, созданный архитек­ тором Юрием Сергеевичем Ушаковым. Опираясь на него, можно предположить, что захоронение располагалось около отдельно стоявшей церкви Рождества Пре­ святой Богородицы. После сожжения монастыря и волости в 1589 году скорее всего оба храма «переехали»: волостной Рождества Иоанна Предтечи - ближе к реке, за ним «по­ тянулось» кладбище; монастырский Рождества Богородицы - на могилу братии на оконечность Наволока. Положение кладбищ не менялось более трёх столетий (до 20-х годов XX века). С той лишь разницей, что с момента упразднения монастыря в 1763 году, вокруг Богородицкой церкви стали хоронить поморов, и кладбище под названием «поморское» дошло до наших дней; а «волостное», вокруг церкви Рождества Иоанна Предтечи, несколько сместившись по направлению к реке в след за новым храмом, освящённом в 1801 году, было полностью уничтожено в советское время. Поморские Если кладбище на левой стороне реки, как я уже говорил, дошло до наших дней и его можно изучать, то «волостное» пропало. Но остались некоторые описа­ ния и фотографические снимки, по которым можно составить впечатление. Ниже приводится описание, составленное журналистом газеты «Русское Слово» Андре­ ем Ренниковым, путешествовавшим в 1916 году вместе с инспекционной провер­ кой министра путей и сообщений по линии Мурманской железной дороги: «...По дороге на станцию прохожу через кладбище и не могу не остановиться погля­ деть могилы. Ограды здесь почти нет. Была, но, по словам рыбаков, её растащи- 140

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz