За свершениями эпох не потерять человеческого лица / Д. С. Лоскутов // Хибиногорск. Память сердца : [по материалам Хибинской научно-практической конференции "Память сердца", посвященной 20-летию со дня создания кировско-апатитской общественной благотворительной организации "Мемориал", (г. Кировск, 29-30 ноября 2008 г.)] / Хибин. о-во "Мемориал" ; [ред. В. К. Ковалевский]. - Апатиты : Апатит-Медиа, 2012. – С. 313-320.

Д. С. ЛОСКУТОВ по всей видимости, в виде множества лагерных пунктов, так называемых лагпунктов. Автомобильную и железную дороги от Алакуртти до Кандалакши строили около 58 тыс. заключён­ ных (по нашим сведениям, финские исследователи говорят о 100 тысячах), а это равно по численности (даже уже больше) сегодняшнему Кандалакшскому району. На строительстве Нива ГЭС-2 трудились около 34 тыс. человек, строительство дорог от Пинозера до Ковдора осуществляли тоже около 34 тыс. зэков, но трудно сказать, то ли это были те же люди, что использовались на строительстве каскада, то ли другие. На лесоразработках по маршруту ст. Энгозеро — разъезд Белый (это, видимо, несколько лагпунктов вдоль железной дороги) трудились около 10 тыс. человек. Кандалакшский ИТЛ — строительство алюминиевого завода и объектов его обеспечения, прежде всего, это станция Нива ГЭС-Ш — 14 тыс. человек (не вспоминая Княжегубскую, Иовскую, Кумсую ГЭС). Когда видишь такие цифры, тогда начинаешь понимать, откуда появился народ в районе, и эти данные, мягко говоря, шокируют. Мы только начали работать в этом направлении — вос­ становлении памяти, истории людей, попавших под маховик НКВД и осваивавших Кольский Север. На сегодняшний день нам известно приблизительное расположение шести зон: двух — на территории города, четырёх — в районе деревни 316

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz