Первые Феодоритовские чтения в Кандалакше // БИБ: библиотечно-информационный бюллетень. - 2007. - № 1 (16-17). - C. 96-99.

Печенгский монастыри, неустанно заботился о крещеном им лопарском народе, о просвещении края. Таким образом, мы видим, что история города Кандалакши не только уходит своими корнями в средние века, но и имеет своим отцом - основателем, великого русского святого XVI века, просветителя северных народов - преподобного Феодорита Кольского. История Кандалакшских земель - это история стойкости, мужества и веры русского народа, что давали силы нашим предкам закрепиться и выстоять на этих суровых берегах. Неоднократно Кандалакшская волость и монастырь на реке Ниве подвергались жестоким разорениям. Земля Кандалакшская обильно полита кровью тех мужественных первых поселенцев, что положили свои души за христианскую веру и российскую державу. Но русские люди удержались на этой земле и боле того, породили удивительную общность и сформировали особое братство мореплавателей. Это было братство поморов, людей, для которых ежедневная смертельная опасность воспринималась, как норма жизни. Здесь на северных берегах Святой Руси воспиталась особая генерация православных христиан, которые были способны с самого малолетства, день за днем, доверчиво и буднично вручать жизни свои в руки Божьи. Именно здесь всем сердцем постигалась мудрость поморской поговорки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался». Описания морского пути (лоции поморов) неизменно начинались молитвой ко Всевышнему: «Все упования на Тебя, Господи, возлагаем...». Также и само приготовление к плаванию помора начиналось с укладывания в карбас под кранец чистой белой рубахи - «на смерть». Такое понимание быстротечности человеческой жизни и внутренняя готовность уже сегодня предстать перед господом и дать ответ за все пожитое, воспитывали удивительно высокие нравственные качества поморов. С раннего детства формировались отличительные черты поморского характера: честность, прямота, верность слову, взаимовыручка, мужество. Невероятное хладнокровие и стойкость помора перед лицом смертельной опасности неизменно восхищали каждого, кто побывал в этих краях. Все это дает нам основание заявить, что абсолютно невозможно, чтобы потомки такого народа не имели достойного будущего, не уважали свою историю, не хранили веру предков. В настоящее время жизнь в Кандалакше осуществляется, может быть, гораздо быстрее, чем в других регионах. Наряду с распространение пьянства и наркомании, нарастания криминогенной ситуации активизировалась деятельность различного рода сект. Но мы знаем, чем явственнее святыня, тем неистовее и активней проявляется в этом месте зло. Зачастую мы привыкли уповать только на собственные силы, даже в тех случаях, когда мы всего острее нуждаемся именно в помощи Божией. Большое дело, что в Кандалакше построен храм. Востребуйте его, прибегайте к святыне. Не стыдитесь покаяния, не стыдитесь посещать церковь. Не мнения других людей нужно страшиться, а греха - его умерщвляющей губительной силы. Имеем ведь мы пример благочестия не только в великом святом Феодорите Кольском, но и наши предки подают нам такой пример. Не опорочим же их память, не истребим их святых надежд на нас, на будущее поколение. Обращение единогласно принято участниками «Первых Феодоритовских чтений» 30 августа 2006 года. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz