Природа и природные ресурсы Мурманской области / Геннадий Александров, Ирина Зайцева, Константин Кобяков, Вадим Лихачев. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. - Санкт-Петербург : Кольский центр охраны дикой природы, 2007. - 279 с. : цв. ил.

Поморские традиции Соблюдение идеальной чистоты воды, бере­ гов, принятое в поморской культуре, - не только “экологическое требование” рыболов­ ства. Подобно тому, как это происходит у саамов, экологические закономерности на­ шли своеобразное осмысление в традициях, обрядах, поверьях. Реки и даже ручейки по­ моры называли кормилицами и кормильца­ ми, а, переходя через них, обращали к ним особые благодарственные и извинительные слова. Река называется кормилицей в по ­ морских заговорах. В благодарность за хоро­ ший улов, за спасение воздвигался на бере­ гу моря или реки “обетный крест” . К местам лова также относились особо. На каждой тоне - избушке на море или реке, где летом жила и промышляла семья или не­ сколько семей, стоял крест “ на добычу” - чтобы лучше рыба ловилась. Проходящий мимо обязательно молился. Во время летнего промысла, когда на тоне “сидели” семьями, любого прохожего встречали хозяйки и кор­ мили до отвала. Сегодня поморские традиции и праздники стараются возрождать. В Умбе проводится летний фольклорный фестиваль. В качестве сувенира можно купить настоящие помор­ ские “ козули” - традиционные рождествен­ ские печенья. Многие села стали местами летнего отдыха их бывших жителей, но та­ кие крупные поселения, как Варзуга, Сос- новка, Чаваньга, Чапома, по-прежнему остаются хранителями поморской культуры. Поморский быт, за исключением появления моторных лодок и электричества, мало изменился.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz