Природа и природные ресурсы Мурманской области / Геннадий Александров, Ирина Зайцева, Константин Кобяков, Вадим Лихачев. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. - Санкт-Петербург : Кольский центр охраны дикой природы, 2007. - 279 с. : цв. ил.

Видимо, Каврай - последний сохранившийся до наших дней рукотворный сейд. Он сооружен в честь Каврая, старшего брата в семье богов кольских саамов. Первые исследователи Кольского полуострова отмечали деревянные и каменные рукотворные сейды в виде груд камней. Однако впоследствии, в период христианизации саамов, практически все они были уничтожены в процессе борьбы с “идолищами”. ш с - а; X я> а s S з По преданию, записанному этнографом Чарнолуским, именно Каврай создал волка, чтобы очистить землю от умиравших больных оленей, а “для защиты от волка даровал человеку собаку... Вот почему саамы никогда волков не бьют: волка создал сам Каврай, и сотворен он не зря”. На все большие перемены в жизни испрашивал саам разрешения у сейдов. Кончался промысел семги, наступала пора переезда в лес, в зимний погост - шел он к сейду. Приносил ему жертву - табак, голову рыбы или оленя, украшения из сукна; просил совета и одобрения на переезд. По приезде в лес саам нес жертву священному дереву, в котором также жил сейд. Весною опять жертва и моление перед сбором к морю, где снова надо было помолиться сейду. Владимир Кузнецов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz