Природа и природные ресурсы Мурманской области / Геннадий Александров, Ирина Зайцева, Константин Кобяков, Вадим Лихачев. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. - Санкт-Петербург : Кольский центр охраны дикой природы, 2007. - 279 с. : цв. ил.
В 18-19-ом веках достаточно распространенным жилищем саамов в местах длительного проживания была вежа - низкая полуземлянка с конической крышей, покрытой дерном. Переняв от русского населения обычай строить бревенчатый сруб, саамы сохранили традиционную конструкцию с центральным расположением очага и отверстием для дыма над ним. Одна из последних сохранившихся до наших дней веж была обнаружена в районе Нижне-Каменского погоста на Поное и сейчас находится в музее поселка Ревда. А вот куваксы и в наше время - обычное жилье для недолгого проживания в тундре. Но сейчас их чаще зовут по-комяцки - чумами и покрывают не оленьими шкурами, а брезентом. В Третьем выпуске Архангельского Епархиального Церковно-Археологического комитета от 1896 года сказано: “В пяти верстах от Лявозерского погоста находится ветхая часовня Во имя Рождества Христова, неизвестно кем и когда построенная”. Что удивительно, эта часовня сохранилась до наших дней. Сегодня это единственное старинное культовое православное здание на территории Ловозерского района. По клейму на бревнах удалось установить строителей часовни. Как выяснилось, это родовое клеймо саамов Шарішных, потомки которых проживают в селе Ловозеро и планируют сейчас заняться восстановлением часовни. Первые же крещения кольских саамов прошли в 16-ом веке, и готовились они подвижниками, чью миссионерскую деятельность можно назвать духовным подвигом. Таков, например, соловецкий монах Феодорит (1481-1571). Двенадцать лет он жил пустынником среди лопарей, изучив их язык и традиции и готовя их исподволь к вере Христовой. Позже основал монастыри в Коле и Кандалакше, написал труды по истории Лапландии и Карелии, был царским посланником в Константинополь, привезя Ивану Грозному патриаршее благословение на царствие. Созданные им монастыри были единственными на Русском Севере “безвотчинными” монастырями, “нестяжательными”, благополучие которых целиком зависело только от собственного труда братии. Иван Вдовин Владимир Кузнецов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz