Природа и природные ресурсы Мурманской области / Геннадий Александров, Ирина Зайцева, Константин Кобяков, Вадим Лихачев. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. - Санкт-Петербург : Кольский центр охраны дикой природы, 2007. - 279 с. : цв. ил.
Оленный народ Время прихода народа саами на Кольскую землю теряется во мраке веков. Были ли они авторами самых древних петроглифов или создали только наиболее поздние наскальные рисунки? Археологи все еще спорят по этому поводу. Как бы то ни было, саами (лопари, лапландцы) появились на Кольском полуострове после таяния ледника, но раньше любого другого известного ныне народа. Соседним народам и европейским путешественни кам жизнь лопарей представлялась неимоверно тя желой. Мрачная Похъела, населенная чародеями, страна холода и мрака, упоминается в карело-фин ском эпосе Калевала. Согласно трудам и рисункам европейских путешественников, саамы тогда охо тились при помощи лука и стрел, ловили рыбу, ез дили на оленях, запрягая их в сани, похожие на лодку (кережи). Важнейший миф древней саам ской культуры говорит о родстве человека с оле нем. Женщина соединилась с оленем, и от этого брака возник человек-олень, древнее охотничье божество - Мяндаш. Мяндашу саамы поклонялись и приносили жертвы. Как говорят исторические источники, в старину лопари жили охотой (в том числе на дикого оленя) и рыболовством. Постепен но все большую роль стало играть оленеводство. Пришло ли оно извне или зародилось на месте - тоже остается загадкой. Охотники подстерегали оленей на путях их миграций, потом научились отлавливать оленят, приручать и использовать в своих кочевках для перевозки груза. Со своими оленями стало удобнее двигаться за мигрирующи ми стадами. Со временем стадо стали считать сво им и метить специальными клеймами на ушах. Так, возможно, появился метод полувольного выпа са. Путешественники прошлых веков отмечали: скорее саамы за оленями ходят, чем наоборот. Эко- ■uSL НА ?Т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz