Природа и природные ресурсы Мурманской области / Геннадий Александров, Ирина Зайцева, Константин Кобяков, Вадим Лихачев. - [Изд. 2-е, испр. и доп.]. - Санкт-Петербург : Кольский центр охраны дикой природы, 2007. - 279 с. : цв. ил.
Иван Вдовин Культы оленя и медведя, исторически просле живающиеся далее у саамов, нашли отражение на наскальных рисунках Канозера и Чальмны- Варрэ. Сами рисунки имеют отчетливо ритуаль ный характер и служили, видимо, местом по клонения силам природы. У саамов, первого исторически известного населе ния Кольского полуострова, была распространена традиция почитания сейдов. В отличие от создан ных людьми наскальных рисунков и лабиринтов, сейды - это почитаемые камни, скалы, озера. Культ не тронутых рукой человека объектов вос питывал особое уважение к ним и к природе в целом. Почитание их восходит к глубокой древно сти. Возможно, те, кто оставил наскальные рисун ки и лабиринты, поклонялись и сейдам. Поморы - русское население Кольского полу острова, появившееся здесь в средние века, вырабатывали сами и перенимали у местных жителей традиции бережного природопользова ния и почитания природы. Поморские кресты, в отличие от почитаемых природных сейдов, сами делали место святым. Они ставились в благо дарность за хороший улов, за спасение, помога ли ориентироваться на местности. Поморские часовни и кресты часто отмечают древние места поклонения. Как выстраивались раньше отношения человека и природы? Почему деятельность человека прошлого или традиционное хозяйство нынеш них саамов-оленеводов “вписываются в ланд шафт” более гармонично, чем способы потреб ления ресурсов в современности? Может быть, вглядываясь в памятники и обычаи старины, мы найдем некоторые из ответов на эти вопросы... о. S5sdл с; СО 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz