Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.
Скала о. Каменный испещрена надписями туристов. режима, климата, биологического воздействия (бактерии, лишайники, высшие растения), других условий окружающей среды. Наши скандинавские соседи давно пропагандируют защиту пет роглифов с помощью сохранения растительного покрова, который не примыкает плотно к поверхности камня (например, из кустистых ли шайников, ягеля) и защищает рисун ки как от атмосферных осадков, так и от накипных лишайников4. Как отмечает австралийская исследовательница Андреа Ро- зенфельд, в настоящее время ис следователи не обладают полным набором методик по консервации камня и по нейтрализации природ ного воздействия5. Применительно к памятникам наскального искусства адаптируются методики, разрабо танные для консервации объектов из камня, расположенных под от крытым небом. Постоянный мониторинг памят ника необходим для обеспечения его естественных условий сохране ния — состояния локальной среды, которое предшествовало исследо ванию и экспонированию памятни ка и которое можно регулировать с помощью косвенных мер. Также необходимо распознавать влияние на памятник глобальных изменений среды, вызванных, в том числе, деятельностью человека в планетарном масштабе. К примеру, глобальное изменение климата вли яет на сроки таяния снежного пок рова и интенсивность ледоходов; выбросы промышленных предпри ятий региона изменяют кислотность осадков. Всё это увеличивает как химическую, так и механическую на грузку на скальные поверхности. Данные мониторинга состояния памятников необходимо публико вать вместе с информацией о мето диках консервационных работ, их эффективности и последствиях. Для разработки правильной стратегии консервации необходимо иниции ровать междисциплинарные иссле дования. Многие методы и способы ещё только вырабатываются и апроби руются. Некоторые из уже исполь зованных мер подвергаются сомне нию: например, покрытие рисунков краской, как практиковалось в Шве ции и Норвегии. Не рекомендуется % 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz