Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.
Самые точные копии рисунков делаются в виде отливок из пла стика. Конечно, если позволяет фактура камня и свойства горной породы. Этот способ лишь однаж ды применялся на Канозере фин ским художником Антеро Каре в июле 1999 г. Подобные отливки может делать лишь специалист, предварительно хорошо изучив ший материал и физические свой ства скалы с рисунками. Техноло гия пластиковых отливок постоян но совершенствуется4. С отливок можно затем делать копии значи тельных участков скал с петрогли фами и экспонировать их в музеях. Это актуально для сохранения5 и экспонирования Канозерских пе троглифов, поскольку данное ме сто труднодоступно для зрителя. Хотелось бы, чтобы в музеях об ласти появились экспозиции копий наиболее интересных групп Кано зерских петроглифов в натураль ную величину. Нужно помнить, что любая ко пия — это первый шаг к интерпре тации рисунка. От стиля копирова ния конкретного исследователя, его пристрастий и знаний порой зависит, в каком виде предстанет рисунок на бумаге. Особенно это относиться к графическим копиям. Но — казалось бы точные —фото графии и пластиковые отливки также могут искажать источник (определенный угол освещения, нерасчищенный или частично раз рушенный рисунок). Важно иметь разные варианты документации. Нужны копии, сделанные разны ми людьми. При дальнейшей ин терпретации изображений важно всегда возвращаться к источнику. С другой стороны, бывает так, что потом лишь на копиях и фотогра фиях в лаборатории можно вы явить ранее не замеченные детали рисунка. После снятия копии происхо дит следующий этап обработ ки изображения. Протирки, про рисовки и фотографии переносят ся в компьютер, и при дальнейшем их сопоставлении уточняются де тали петроглифа. Эта кропотливая работа требует исследовательско го чутья и художественного вку са. Хорошее знание материала, а Выявление петроглифов под непрозрачной чёрной пленкой. Фото петроглифов под непрозрачной пленкой. 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz