Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.

Самые точные копии рисунков делаются в виде отливок из пла­ стика. Конечно, если позволяет фактура камня и свойства горной породы. Этот способ лишь однаж­ ды применялся на Канозере фин­ ским художником Антеро Каре в июле 1999 г. Подобные отливки может делать лишь специалист, предварительно хорошо изучив­ ший материал и физические свой­ ства скалы с рисунками. Техноло­ гия пластиковых отливок постоян­ но совершенствуется4. С отливок можно затем делать копии значи­ тельных участков скал с петрогли­ фами и экспонировать их в музеях. Это актуально для сохранения5 и экспонирования Канозерских пе­ троглифов, поскольку данное ме­ сто труднодоступно для зрителя. Хотелось бы, чтобы в музеях об­ ласти появились экспозиции копий наиболее интересных групп Кано­ зерских петроглифов в натураль­ ную величину. Нужно помнить, что любая ко­ пия — это первый шаг к интерпре­ тации рисунка. От стиля копирова­ ния конкретного исследователя, его пристрастий и знаний порой зависит, в каком виде предстанет рисунок на бумаге. Особенно это относиться к графическим копиям. Но — казалось бы точные —фото­ графии и пластиковые отливки также могут искажать источник (определенный угол освещения, нерасчищенный или частично раз­ рушенный рисунок). Важно иметь разные варианты документации. Нужны копии, сделанные разны­ ми людьми. При дальнейшей ин­ терпретации изображений важно всегда возвращаться к источнику. С другой стороны, бывает так, что потом лишь на копиях и фотогра­ фиях в лаборатории можно вы­ явить ранее не замеченные детали рисунка. После снятия копии происхо­ дит следующий этап обработ­ ки изображения. Протирки, про­ рисовки и фотографии переносят­ ся в компьютер, и при дальнейшем их сопоставлении уточняются де­ тали петроглифа. Эта кропотливая работа требует исследовательско­ го чутья и художественного вку­ са. Хорошее знание материала, а Выявление петроглифов под непрозрачной чёрной пленкой. Фото петроглифов под непрозрачной пленкой. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz