Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.

стереофотография (фотограммет­ рия), позволяющая фиксировать глубину изображений, создавать трехмерную модель памятника1. Пластиковые копии представля­ ют собой определённый тип плас­ тика (например, латекс), которым в жидком состоянии заливают ска­ лу с изображением и затем снима­ ют застывшую копию. При документации памятника исследователи руководствуются первоочередным принципом —«не навреди». Нужно понимать, что контак­ тные способы снятия копий, а также подготовка изображений для копирования неконтактны­ ми методами (снятие лишайника, различные виды подкрашивания), являются разрушительными для петроглифов. Поскольку на их поверхность оказывается механи­ ческое воздействие, воздействие активных компонентов красок и материалов для копирования, на­ рушается естественная консер­ вация рисунка (снятие дёрна, ли­ шайника). Попадание веществ при контактном копировании (части­ чек краски, мела, угля) может за­ труднить последующую датировку рисунка с помощью современных методов (например, по скорости выветривания поверхности мето­ дикой сканирующих лазерных из- Отсыпка петроглифа измельченным дёрном. 1) Обводка рисунка мелом перед фотографи рованием. 2) Макросъёмка края петроглифа для изучения техники выбивки. 3) Обведение петроглифов фломастером на полиэтилен. 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz