Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.
стереофотография (фотограммет рия), позволяющая фиксировать глубину изображений, создавать трехмерную модель памятника1. Пластиковые копии представля ют собой определённый тип плас тика (например, латекс), которым в жидком состоянии заливают ска лу с изображением и затем снима ют застывшую копию. При документации памятника исследователи руководствуются первоочередным принципом —«не навреди». Нужно понимать, что контак тные способы снятия копий, а также подготовка изображений для копирования неконтактны ми методами (снятие лишайника, различные виды подкрашивания), являются разрушительными для петроглифов. Поскольку на их поверхность оказывается механи ческое воздействие, воздействие активных компонентов красок и материалов для копирования, на рушается естественная консер вация рисунка (снятие дёрна, ли шайника). Попадание веществ при контактном копировании (части чек краски, мела, угля) может за труднить последующую датировку рисунка с помощью современных методов (например, по скорости выветривания поверхности мето дикой сканирующих лазерных из- Отсыпка петроглифа измельченным дёрном. 1) Обводка рисунка мелом перед фотографи рованием. 2) Макросъёмка края петроглифа для изучения техники выбивки. 3) Обведение петроглифов фломастером на полиэтилен. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz