Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.

нечными лучами. Затемнение и направленная подсветка, подкра­ шивание рисунков и контактные копии позволяют увидеть порой такие особенности рисунков, ко­ торые не выявляются даже при на­ иболее благоприятном освещении —свете заходящего солнца. Скопировать рисунки бывает довольно сложно. За десятки лет изучения петроглифов археологи разработали и продолжают разра­ батывать различные методы сня­ тия копий с изображений. Методы копирования подразделяются на контактные и бесконтактные. Сре­ ди них можно условно выделить три типа: графические, фотогра­ фические и снятие пластиковых копий. В последнее время развивается ещё одна техника — компьютер­ ное сканирование скальной по­ верхности, применение которой возможно даже через слой почвы, скрывающий петроглифы. Графические методы представ­ ляют собой различные типы про­ рисовки петроглифов —от простой перерисовки рисунков на бумагу до таких контактных техник, как фроттаж и прорисовка на полиэти­ леновую пленку. Фото-докумен- тация тоже бывает различной, это и художественная фотография, и фотографирование подкрашен­ ных или прорисованных изобра­ жений, и съёмка серии фотогра­ фий в масштабе с последующим склеиванием в большую панораму. Съёмка в темноте с направленной подсветкой —одна из популярных в последнее время техник. Наибо­ лее технически сложной является Создание графитных и меловых копий на белой и чёрной бумаге. Протирки, сделанные на черную бумагу восковыми мелками. і*5 ,ѵ I, ж \ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz