Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.
нечными лучами. Затемнение и направленная подсветка, подкра шивание рисунков и контактные копии позволяют увидеть порой такие особенности рисунков, ко торые не выявляются даже при на иболее благоприятном освещении —свете заходящего солнца. Скопировать рисунки бывает довольно сложно. За десятки лет изучения петроглифов археологи разработали и продолжают разра батывать различные методы сня тия копий с изображений. Методы копирования подразделяются на контактные и бесконтактные. Сре ди них можно условно выделить три типа: графические, фотогра фические и снятие пластиковых копий. В последнее время развивается ещё одна техника — компьютер ное сканирование скальной по верхности, применение которой возможно даже через слой почвы, скрывающий петроглифы. Графические методы представ ляют собой различные типы про рисовки петроглифов —от простой перерисовки рисунков на бумагу до таких контактных техник, как фроттаж и прорисовка на полиэти леновую пленку. Фото-докумен- тация тоже бывает различной, это и художественная фотография, и фотографирование подкрашен ных или прорисованных изобра жений, и съёмка серии фотогра фий в масштабе с последующим склеиванием в большую панораму. Съёмка в темноте с направленной подсветкой —одна из популярных в последнее время техник. Наибо лее технически сложной является Создание графитных и меловых копий на белой и чёрной бумаге. Протирки, сделанные на черную бумагу восковыми мелками. і*5 ,ѵ I, ж \ 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz