Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.

и даже железными изделиями. На Север с металлом приходят и более совершенные технологии керами­ ческого производства (например, асбестовая керамика). Техника об­ работки каменных орудий, все ещё имеющих широкое применение, также совершенствуется. Археолог Владимир Шумкин отмечает: «Появляются большие, углублённые, мно­ гоочажные жилища сложной конструкции, с двумя и более выходами, в которых жили крупные многосемейные коллективы. Приморские обитатели этих построек (а именно на побережье в основном практи­ ковался такой тип) занимались специали­ зированным морским промыслом, имели прекрасное каменное и костяное охотни­ чье вооружение, включая сложные типы гарпунов, рыболовных крючков»10. Налаженный быт морских охотни­ ков в какой-то момент претерпевает серьёзное потрясение. Археолога­ ми отмечено, что около 2,5 тыс. лет назад морские охотники покидают побережье Кольского полуостро­ ва11. Возможно, это было связано с климатическими изменениями и последовавшим экологическим кри­ зисом, приведшим к оскудению мор­ ских ресурсов. Возможно, ситуация усугублялась вражескими набегами. Отдельные разрозненные группы морских охотников присоединяются к материковым охотникам и рыболо­ вам. В это кризисное время неболь­ шие группы пришельцев с востока, возможно также гонимые кризисны­ ми условиями, оказывают серьезное влияние на духовную сферу жите­ лей Лапландии. Некоторые аспекты верований, мифология, сакральные действа и атрибуты имеют черты, свойственные духовной культуре на­ родов северо-востока Евразии, в не­ драх которой до сих пор сохранился такой специфический феномен, как сибирский шаманизм12. Так складывается удивительный этнос саамов — сплав культурно­ хозяйственных и мировоззренчес­ ких черт древних народов Европы и более поздних влияний с востока Евразии. Обилие специфических рисунков отличает волшебные бубны саам­ ских нойдов от шаманских бубнов других народов Севера и Сибири. Возможно, это как-то связано с бы­ товавшей здесь веками местной тра­ дицией шаманского изобразитель­ ного творчества, в определенный Керамика - один из основных инструментов датирования древних стоянок. Каменные выкладки. Губа Ивановская. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz