Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.

дения культуры —музея наскального искусства «Петроглифы Канозера». 5. Официальный сайт института http://www.heritage-institute.ru 6. Достопримечательные места, творения, со­ зданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места быто­ вания народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагмен­ ты градостроительной планировки и застрой­ ки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формиро­ вания народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, исто­ рическими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места со­ вершения религиозных обрядов. Определение термина Достопримечательные места дано в ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ от 25.06.2002 N 73 ФЗ “ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕ­ ДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”. Несколько слов ещё о федеральных законах. В своей книге «Вечные письмена» (Савватеев, 2007) известный археолог Юрий Савватеев приводит список законов и подзаконных актов федерального законодательства, на которые необходимо опираться при планировании прак­ тической деятельности поохране петроглифов. Поскольку это актуально и для Канозерских петроглифов, мы позволим себе привести раз­ вернутую цитату из данной книги: «Тем, кто так или иначе причастен к петрогли­ фам Карелии и участвует в решении проблем, связанных с деятельностью по охране и ис­ пользованию, иметь представление о законо­ дательной и правовой базе по объектам архе­ ологического наследия просто необходимо. Прежде всего это федеральные законы. Их несколько. Базовым является Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612—■ 1 «Основы законода­ тельства Российской Федерации о культуре». В него неоднократно вносились изменения (пос­ ледний раз 31.12. 05). В 25-й статье федераль­ ного закона № 199 теперь есть такая запись: «В собственности субъектов РФ и муниципальных образований могут находиться объекты куль­ турного наследия (памятники истории и культу­ ры) независимо от категории их историко-куль­ турного значения». Органам государственной власти субъектов РФ дано право участвовать в финансировании мероприятий по сохране­ нию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, находящихся вфедеральной собственности. Назовем и Федеральный закон «О привати­ зации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г., который в новой редакции излагает пункты в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения. Условия охранных обязательств по ним опре­ деляются федеральными органами исполни­ тельной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфе­ ре историко-культурного наследия. Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных об­ разований, на территории которых находятся объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения, вправе вносить предложения об условиях ох­ ранных обязательств данных объектов. После надлежащего оформления его условия под­ лежат включению (в качестве существенных условий) в договор купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Исключительно важен Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» за №73_,ф3 от 25 июня 2002 г. Он нацелен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, а также конституцион­ ной обязанности всех заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Указанный закон определяет государственную охрану объектов культурного наследия как одну из приоритетных задач органов государственной власти РФ и субъектов РФ. В марте 2005 г. в Костроме на совместном за­ седании Президиума Госсовета и Президиума Совета по культуре и искусству В. В. Путин в своей речи отмечал, что большинство памят­ ников истории и культуры находится в неудов­ летворительном состоянии. Президент под­ черкнул, что культурное наследие для нашей страны не только богатство, но и огромный ре­ сурс. Сохранение культурного наследия -■это общенациональная задача. На выполнение фе­ дерального закона и указаний Президента РФ направлены федеральная целевая программа «Культура России: 2006—'2010 годы» и вхо­ дящие в её состав подпрограммы, в частности «Культура Русского Севера». По существу, на то же ориентирует и Закон РК «О государс­ твенной охране объектов культурного насле­ дия (памятников истории и культуры) народов РФ в Республике Карелия». Таким образом, один из самых болезнен­ ных, негативных факторов (несовершенство законодательства на уровне РФ, затрудняю­ щее взаимодействие между федеральными и региональными органами охраны объектов культурного наследия и решения организа- ционно-правовых и финансовых проблем по их сохранению и использованию вне зависи­ мости от категории их историко-культурного значения) постепенно ослабевает, но ещё не ликвидирован полностью. Некоторые неяс­ ности в правовом обеспечении рассматривае­ мой сферы деятельности остаются, но есть и существенные подвижки. Так, Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (па­ мятниках истории и культуры) народов РФ» с внесенными в него изменениями предоставил право субъектам РФ за счет средств своих бюд­ жетов принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения. Именно законы и подзаконные акты дают ис­ ходную информацию о собственниках объ­ ектов культурного наследия, самих объектах археологического наследия, требованиях к их сохранению, предостерегают от бесхозяйс­ твенности. В них говорится и о земельных и водных участках, в пределах которых распо­ лагаются объекты археологического наследия. Указывается, что в отношении объектов куль­ турного наследия федерального значения об­ ращаться следует прежде всего вфедеральный орган охраны объектов культурного наследия, а регионального и местного (муниципального) значения —соответственно в региональные и местные органы государственной охраны па­ мятников истории и культуры. Обязательным условием заключения догово­ ра аренды объекта культурного наследия ста­ вится охранное обязательство пользователя. Оно оформляется соответственно органом исполнительной власти и излагает требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам работ по его сохранению. Договор без­ возмездного пользования объектом культур­ ного наследия, находящимся в федеральной собственности, заключается между федераль­ ным органом исполнительной власти (уполно­ моченным на то Правительством РФ) и одним из указанных в законе лиц регионального ор­ гана исполнительной власти. Закон определя­ ет, какие объекты культурного наследия могут находиться в собственности муниципальных образований”. 7. Например, Жиров и др., 2004 8. http://www.tv21.ru/miracles/ 9. Сайт создан и поддерживается Сектором по развитию туризма Министерства экономичес­ кого развития Мурманской области. 10. Дэвлет, 2002:185 11. Там же 12. Дэвлет, 2002:195 13. По информации официального сайта ЮНЕ­ СКО на 2010 год http://whc.unesco.org 14. В скобках указаны страна и дата внесения памятника в лист всемирного наследия ЮНЕС­ КО. i. Постановлением Правительства Мурманской области №479-,ПП/18 ii. Межрайонной инспекцией ФНС России №1 по Мурманской области было выдано свиде­ тельство за N»1085102000191 о государствен­ ной регистрации юридического лица. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz