Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.

2. Лихачёв, 2001: 7 3. В составе: Иван Вдовин, Вадим Лихачёв, Юрий Иванов, Александр Федотов. 4. Лихенология— раздел биологии, изучающий лишайники. Экспертизу лишайников на петрог­ лифах пофотографии проводили О.В. Петрова и И.М. Антонова 5. Владимир Яковлевич Шумкин —с.н.с. отдела палеолита ИИМК РАН, к.и.н., является руково­ дителем Кольской археологической экспеди­ ции. Как исследователь наскального искусства, известен находками петроглифов в Чалмны- Варрэ и писаниц полуострова Рыбачий. Обра­ титься к нему мне посоветовала Евгения Пация —сотрудник музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера России (г. Апа­ титы). 6. Автор известной монографии «Происхож­ дение изобразительного искусства» (Столяр, 1985) и статей о петроглифах Карелии. 7. Лихачёв, 1998а: 3 8. Лихачёв, 19986: 4 9. Другие участники экспедиции: Вадим Лиха­ чёв, Юрий Иванов, Владимир Кустиков. Транс­ портную поддержку оказало руководство Апа- титского ЖКХ (рук. Михаил Чекрыгин). 10. ACRA II. The Alta Conference on Rock Art “Theoretical Perspectives in Rock Art Research” (Конференция в Альте по наскальному искус­ ству «Теоретические перспективы в изучении наскального искусства»), 2—6 Сентября, 1998, Альта (Норвегия). 11.TheWorkshopon Petroglyphs 150Anniversary of the Lake Onega Petroglyphs Discovery. 14.9.—18.9.1998, Petrozavodsk, Russia. 12. Likhatchev V., 1999: 44—47 13. Находка была сделана во время экспедиции краеведческого музея посёлка Ревда. Участни­ ки экспедиции —Вадим Лихачёв и Роджер Тук. 14. Данное скопление рисунков было обнару­ жено Вайно Пойкалайненым, председателем эстонского общества изучения наскального ис­ кусства, во время международной экспедиции в 1999 году. 15. В июне 1998 года эти группы, находящие­ ся у самого уреза воды, не были замечены, по­ скольку были залиты водой. 16. Постоянные участники экспедиций КАЭ на Канозеро с 1999 года: Владимир Шумкин, Ан­ тон Мурашкин, Евгений Колпаков. В разное время в работе КАЭ принимали участие Юрий Иванов, Вадим Лихачёв, Владимир Теребенин (Гос. Эрмитаж), Анатолий Клер, Марк Шахно- вич, Ян Магну, Ллойд Йоекалда, Александр Ру­ синов, Андрей Наволоцкий, Александр Жуль- ников, Андрей Городилов, Лилия Шаяхметова, Татьяна Сапелко идр. 17. Информация на 2007 год. По данным сай­ та Кольской археологической экспедиции http://kae.rekvizit.ru/ От оригинала к копии 1. Дэвлет, 2002: 88; Poikalainen, Emits, 1998: 32 2. Подробнее Дэвлет, 2002: 77—97 3. Фроттаж — в переводе с французского «frotter» означает «натирать». 4. Раньше даже делали гипсовые отливки, но этот метод оказался разрушителен, микро­ частицы гипса застревали в скале, а тяжелые твердые копии порой было трудно извлечь не повредив. 5. Многие скалы требуют особых условий для их экспонирования, и для них должны быть сохранены условия естественной консервации (например, под слоем дерна). 6. Современные технологии (цифровое фото, легкие генераторы и ноутбуки) позволяют перенести лабораторию ученого прямо на ос­ трова Канозера. Это удобно тем, что обрабо­ танные изображения сразу можно сравнивать с оригиналом. 7. Чирвинский Петр Николаевич (1880—1955) —профессор, выдающийся русский, советский геолог-петрограф. Основатель палеогидроге­ ологии. В 1931 г. был репрессирован и сослан на Север. В Хибиногорске заведовал петрог­ рафическим кабинетом (лабораторией) треста «Апатит» и преподавал в местном горном тех­ никуме. 8. Цитата из газеты конца 30-х годов (к со­ жалению, точно источник установить сейчас затруднительно). Данная цитата приводится Валерием Берлиным в статье «Неолитические стоянки на реке Нива» вжурнале «Живая Арк­ тика» и приписывается Г.И. Горецкому (Горец- кий, 2002, 1937). Проблемы сохранения 1. Используя классификацию, принятую в при­ родопользовании Реймерс, 1990: 546—547; Дэ­ влет, 2002: 104 2. О стандарте документации памятников на­ скального искусства, включающем в себя в том числе подробное описание состояния изобра­ зительной поверхности см. в Рогожинский и др., 2004 3. Дэвлет, 2002: 99 4. Helskog, 1988 5. Rosenfeld, 1988 6. Саватеев, 1999 7. Дэвлет, 2002:129 8. Дэвлет, 2002:129 9. Дэвлет Е. 2002: 117-119 10. Дэвлет Е„ 2002: 109 11. См. стр. 34 настоящего издания и примеча­ ние 27 к главе «Канозеро: портрет в пространс­ тве и времени» 12. Часто это «гиперборействующие», «ша­ манствующие», неаккуратные искатели «тай­ ного знания», «руин мировых пра-цивилиза- ций» и пр. 13. Но мы прекрасно понимаем, что исследо­ вания ставят своей целью сохранение памят­ ника на бумаге или в электронном виде. Такая детально собранная информации сохранится для человечества уже на века, вотличие от ори­ гинала (скалы с петроглифом), которому рано или поздно суждено исчезнуть. 14. Мацак, 2005: 35 15. Кошечкин Б., 1981 16. Подобная психология сработала и во вре­ мя сплава, когда были открыты петроглифы. До того как были обнаружены рисунки, учас­ тникам сплава пришлось долго находиться на острове, ожидая «у моря погоды». В это время самый юный участник команды, от скуки выбил на скале надпись —«Ревда - 97». 17. Палимпсест (греч. опять соскобленный) — изначально применялось к рукописям на пергаменте (реже папирусе) поверх смытого или соскобленного текста. Термин применяет­ ся ик рисункам и надписям, сделанным на иных материалах. 18. При маскировке посетительские надпи­ си сбиваются и сглаживаются, заполняются доделочной массой и кремний органическим связующим, сделанные краской — выводятся специальными растворами. Применяется также метод ускоренной искусственной латинизации поврежденных участков, например, обработка солями железа и марганца (Дэвлет Е., 2002: 111 , 122 ) 19. Jacobs, Gale, 1994; Дэвлет Е., 2002:120 Природный парк и музей-заповедник? 1. Иванов, 1999; Лихачёв, 1998а,19986,1999, 2001а 2. Автор и оператор —Вадим Лихачёв. Март- Сентябрь 2000. ГТРК «Мурман». 28 мин, 34 мин. 3. «3—6 сентября 2007 года в городе Кировске прошла международная конференция «Пет­ роглифы Канозера». Её организаторы: комитет по культуре и искусству Мурманской области, администрация г. Кировска, Институт истории материальной культуры РАН, управление куль­ туры губернии Финмарк и норвежского универ­ ситета в г. Тромсе. Главный вопрос, на который искали ответ участники конференции, ученые из России, Норвегии, Финляндии, Казахстана, Азербайджана, Эстонии: как сохранить уни­ кальный памятник археологии, который был открыт 10 лет назад?» (Анисимова, 2007). 4. Согласно информации на сайте музея: «15 января 2008 года приказом МУ Отдела по связям с общественностью, туризму, культуре и спорту администрации Терского района №4 был утвержден Устав муниципального учреж­ 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz