Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.
ниях, «сверхопытных прозрениях» их отдельных выдающихся предста вителей —шаманов и жрецов, кото рые, по-видимому, и являлись ав торами произведений наскального искусства3. Изучая рисунки Канозера, мы так или иначе задаемся вопроса ми следующего порядка. Для чего были выбиты эти фигуры и знаки? Почему древним художником вы бирались определенные мотивы? Какие мысли и верования вдох новляли древних людей на созда ние этих композиций? Что означа ют та или иная фигура или сцена? Почему они расположены так, а не иначе? Как они использовались в реальной жизни и т. д.? Чтобы получить ответы на эти воп росы, необходимо сделать много предварительных шагов: зафикси ровать рисунки, датировать, опре делить их место среди памятников наскального искусства Северной Европы. В процессе изучения могут возникать новые вопросы и новые идеи. Мы не застрахованы от оши бок в интерпретации и должны пом нить, что наше понимание петрогли фов всегда будет нести отпечаток нашего времени. Мы предлагаем вашему вниманию рассказ об исследовании самого крупного скопления наскального искусства на Кольском полуострове —рисунков Канозера: об истории их открытия и изучения, о проблемах, связанных с сохранением этого па мятника, а также о том, какое место Канозерские петроглифы занимают в ряду других подобных памятников Северной Европы. В книге широко используют ся материалы, полученные в ре зультате работ Кольской археоло гической экспедицией ИИМК РАН (1999—2008 гг.) и краеведческого музея п. Ревда (1997—2001 гг.). Это издание увидело свет благо даря участию многих людей. Сре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz