Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.

ниях, «сверхопытных прозрениях» их отдельных выдающихся предста­ вителей —шаманов и жрецов, кото­ рые, по-видимому, и являлись ав­ торами произведений наскального искусства3. Изучая рисунки Канозера, мы так или иначе задаемся вопроса­ ми следующего порядка. Для чего были выбиты эти фигуры и знаки? Почему древним художником вы­ бирались определенные мотивы? Какие мысли и верования вдох­ новляли древних людей на созда­ ние этих композиций? Что означа­ ют та или иная фигура или сцена? Почему они расположены так, а не иначе? Как они использовались в реальной жизни и т. д.? Чтобы получить ответы на эти воп­ росы, необходимо сделать много предварительных шагов: зафикси­ ровать рисунки, датировать, опре­ делить их место среди памятников наскального искусства Северной Европы. В процессе изучения могут возникать новые вопросы и новые идеи. Мы не застрахованы от оши­ бок в интерпретации и должны пом­ нить, что наше понимание петрогли­ фов всегда будет нести отпечаток нашего времени. Мы предлагаем вашему вниманию рассказ об исследовании самого крупного скопления наскального искусства на Кольском полуострове —рисунков Канозера: об истории их открытия и изучения, о проблемах, связанных с сохранением этого па­ мятника, а также о том, какое место Канозерские петроглифы занимают в ряду других подобных памятников Северной Европы. В книге широко используют­ ся материалы, полученные в ре­ зультате работ Кольской археоло­ гической экспедицией ИИМК РАН (1999—2008 гг.) и краеведческого музея п. Ревда (1997—2001 гг.). Это издание увидело свет благо­ даря участию многих людей. Сре­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz