Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.
шего СССР ( Тамгалы — в Казахста не и Кобустан —в Азербайджане). Возможно ли включение в список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО петроглифов Ка нозера? Думаю, что да, но этот шаг следует предпринять, объединив вместе в одну систему три подобных памятника северо-запада России: Онежские, Беломорские и Канозер- ские петроглифы (и возможно, пет роглифы Чалмны-Варрэ). Несмотря на то что эти скопления расположе ны на значительном отдалении друг от друга, они имеют очень выражен ную стилистическую общность и большая их часть предположитель но относится к одному временному периоду. Подобные комплексные памятники, включающие в себя не сколько удаленных объектов, встре чаются в списке объектов всемир ного наследия ЮНЕСКО. Например, такой протяженный комплекс па мятников, как «Дороги во Франции, ведущие в Сантьяго-де-Компосте ла» (1998), объединяет в себе сеть исторически значимых объектов, расположенных вдоль четырех до рог, а «Геодезическая дуга Струве» (2005) —это цепь триангуляционных пунктов, протянувшаяся на 2820 км по территории десяти европейских стран, от Хаммерфеста в Норвегии до Черного моря. Интересно, что для включения в список объектов все мирного наследия ЮНЕСКО пред ложена сеть охраняемых природ ных территорий, расположенных на Кольском полуострове, в Карелии и Финляндии и названных «Зелёный пояс Фенноскандии». Наскальные рисунки Карелии и Кольского по луострова, по аналогии, могут быть предложены к включению в этот перечень как «Петроглифы Северо- Запада России». Основные мировые центры наскального искусства. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz