Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.
ные задачи патруля. Во время рабо ты учёных на памятнике, подготов ленные волонтёры могут помогать археологам и реставраторам в до кументации и консервации. Помощь добровольцев пригодится в научных природоохранных экспедициях по проектированию природного парка, в обустройстве сплавного маршрута по реке Умбе (очистка её берега от мусора, строительство оборудован ных стоянок) и т.п. Подобная прак тика широко применяется в других местах. Просветительская волонтёрская работа продолжается и в Интерне те. На туристских сайтах и форумах вывешивается информация о том, как посещать этот памятник, не раз рушая его, размещаются карты аль тернативных маршрутов и стоянок. Экономические затраты на волон тёрскую деятельность незначитель ны (транспорт и питание, организа ция семинаров), но эффект может быть весьма ощутимым. Список объектов Всемирно го наследия ЮНЕСКО На данный момент около 20 районов наскального искусства внесены в список мирового культурного насле дия ЮНЕСКО13. Включение объектов в этот список связано не только с ценностью памятника, но и с пред принятыми местными администраци ями усилиями по охране и консерва ции наскальных рисунков, усилиями по популяризации и по поднятию престижа каждого конкретного мес тонахождения петроглифов в глазах общественности. Включение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО предполагает не только охрану не посредственно наскальных рисун ков, но и их природно-историчес- ких ландшафтов. Так, например, памятник «Плато Тассилин-Аджер» (Алжир, 1982)14 — это знаменитые наскальные рисунки и уникальные геологические ландшафты. Объект «Наскальное искусство эпохи па леолита Сиега Верде» (Португалия, 1998, 2010) — уникальные палео литические рисунки в долине реки Коа, расположенные на территории национального парка, для создания которого было принято решение об отклонении проекта строительства на данной территории гидроэлек тростанции. «Культурный пейзаж наскальных рисунков Кобустана» (Азербайджан, 2007) —это уникаль ная коллекция шести тысяч наскаль ных рисунков. Объект располагается на территории площадью в 537 гек таров и является лишь частью более обширного охраняемого заповедни ка Кобустан. «Наскальные рельефы в Тануме» (Швеция, 1994) —это ре гион со значительным количеством скоплений петроглифов бронзового века, с удивительной природой и ис торическими ландшафтами, которые также, как и петроглифы, охраняют ся и восстанавливаются государс твом. «Национальный парк Какаду» (Австралия,1981,1987,1992)внесен в список всемирного наследия ЮНЕ СКО и как природный объект, и как культурный — во многом благодаря скоплениям наскальной живописи австралийских аборигенов. Вышеперечисленные примеры наглядно демонстрируют, что соз дание природных и национальных парков для сохранения культурно исторического ландшафта возле скоплений петроглифов, тесное со трудничество археологов и приро доохранных организаций упрочива ют позиции памятника для включе ния его в список объектов всемир ного наследия ЮНЕСКО. На данный момент ни один из памятников на скального искусства на территории РФ в него не включен. Лишь в по следнее десятилетие в этот список вошли два выдающихся памятника, расположенные на территории быв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz