Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.

ные задачи патруля. Во время рабо­ ты учёных на памятнике, подготов­ ленные волонтёры могут помогать археологам и реставраторам в до­ кументации и консервации. Помощь добровольцев пригодится в научных природоохранных экспедициях по проектированию природного парка, в обустройстве сплавного маршрута по реке Умбе (очистка её берега от мусора, строительство оборудован­ ных стоянок) и т.п. Подобная прак­ тика широко применяется в других местах. Просветительская волонтёрская работа продолжается и в Интерне­ те. На туристских сайтах и форумах вывешивается информация о том, как посещать этот памятник, не раз­ рушая его, размещаются карты аль­ тернативных маршрутов и стоянок. Экономические затраты на волон­ тёрскую деятельность незначитель­ ны (транспорт и питание, организа­ ция семинаров), но эффект может быть весьма ощутимым. Список объектов Всемирно­ го наследия ЮНЕСКО На данный момент около 20 районов наскального искусства внесены в список мирового культурного насле­ дия ЮНЕСКО13. Включение объектов в этот список связано не только с ценностью памятника, но и с пред­ принятыми местными администраци­ ями усилиями по охране и консерва­ ции наскальных рисунков, усилиями по популяризации и по поднятию престижа каждого конкретного мес­ тонахождения петроглифов в глазах общественности. Включение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО предполагает не только охрану не­ посредственно наскальных рисун­ ков, но и их природно-историчес- ких ландшафтов. Так, например, памятник «Плато Тассилин-Аджер» (Алжир, 1982)14 — это знаменитые наскальные рисунки и уникальные геологические ландшафты. Объект «Наскальное искусство эпохи па­ леолита Сиега Верде» (Португалия, 1998, 2010) — уникальные палео­ литические рисунки в долине реки Коа, расположенные на территории национального парка, для создания которого было принято решение об отклонении проекта строительства на данной территории гидроэлек­ тростанции. «Культурный пейзаж наскальных рисунков Кобустана» (Азербайджан, 2007) —это уникаль­ ная коллекция шести тысяч наскаль­ ных рисунков. Объект располагается на территории площадью в 537 гек­ таров и является лишь частью более обширного охраняемого заповедни­ ка Кобустан. «Наскальные рельефы в Тануме» (Швеция, 1994) —это ре­ гион со значительным количеством скоплений петроглифов бронзового века, с удивительной природой и ис­ торическими ландшафтами, которые также, как и петроглифы, охраняют­ ся и восстанавливаются государс­ твом. «Национальный парк Какаду» (Австралия,1981,1987,1992)внесен в список всемирного наследия ЮНЕ­ СКО и как природный объект, и как культурный — во многом благодаря скоплениям наскальной живописи австралийских аборигенов. Вышеперечисленные примеры наглядно демонстрируют, что соз­ дание природных и национальных парков для сохранения культурно­ исторического ландшафта возле скоплений петроглифов, тесное со­ трудничество археологов и приро­ доохранных организаций упрочива­ ют позиции памятника для включе­ ния его в список объектов всемир­ ного наследия ЮНЕСКО. На данный момент ни один из памятников на­ скального искусства на территории РФ в него не включен. Лишь в по­ следнее десятилетие в этот список вошли два выдающихся памятника, расположенные на территории быв­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz