Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.

Открывая каменную книгу S ' Наскальные рисунки —широкое по­ нятие, охватывающее целый пласт изобразительного творчества древ­ него населения. Обычно это линии и фигуры различной формы и раз­ меров, выбитые, вырезанные или нанесённые краской на скальные поверхности и отдельные валуны. Как правило, они располагаются на берегу моря или озера, вдоль русла реки, а также в пещерах или скаль­ ных укрытиях. Выбитые или выре­ занные изображения археологи называют петроглифы, от гречес­ кого «petros» — камень, «glyphe» — резьба. Росписи специально при­ готовленной минеральной краской на основе красной охры или чёрной сажи, которые делались в пещерах и на скалах, часто называют писа­ ницами'. На Кольском полуострове известны оба типа наскальных изоб­ ражений. Эти рисунки могут многое рас­ сказать нам о людях далекого про­ шлого. Внимательное их изучение помогает получить представление не только о внешней стороне существо­ вания древних людей (быт, формы хозяйствования, материальная куль­ тура, условия жизни), но и о мире духовном, об их мировоззрении. Мифы, отраженные в камне, по выражению известного исследо­ вателя мировых мифов Джозефа Кемпбелла,—это «факты сознания, проявленные в форме историче­ ского вымысла»2. Он подчеркивал, что у охотничьих народов мифиче­ ская символика и обряды церемо­ ниальной жизни всегда были осно­ ваны на психологических пережива- Изображение лодки и “выдры”. Еловый 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz