Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.
тия уже сильно пострадали. Туристы проводили здесь долгие часы, а то и дни в ожидании попутного ветра, отдыхали и рыбачили. До открытия петроглифов существовала неглас ная туристская традиция —оставить надпись с названием родного горо да и датой посещения на приметной скале острова Каменный. Открытие наскальных рисунков Канозера привело к резкому ухуд шению их сохранности. Почему? Да, конечно, в последнее время удалось свести к минимуму практи ку выбивания посетительских над писей. Но многие из последних над писей были уже сознательно сде ланы по рисункам. Всплеск интере са к р. Умбе в конце 90-х в начале 2000-х гг. возник в связи с общим ростом популярности экстремаль ного и водного туризма, и суще ствование петроглифов лишь под хлестнуло интерес к данному марш руту. Популяризаторов этого откры тия, в том числе и меня, могут упре кнуть: не нужно было давать инфор мацию в газеты и на телевидение. Здесь мы сталкиваемся с дилеммой: информация в СМИ привлекает тех, кто может нанести урон памятнику, но она необходима для того, что бы прекратить традицию выбива ния посетительских надписей, воз никшую ещё до открытия рисунков. Ведь посетители островов, выбивав шие надписи, не знали о существо вании петроглифов. Публикации и фильмы способствуют росту внима ния властей и общества к данному памятнику, подчёркивают его ста тус, необходимость финансирова ния исследований и принятия сроч ных мер по охране рисунков. Наилучшим способом сохране ния петроглифов на период их изучения, консервации и подго товки к демонстрации является полное ограничение доступа по сетителей на данный памятник. Не меньший вред наносится «чёр ными археологами» и другими лю бопытными изыскателями12. В ре зультате их поисков неоднократно нарушался естественный почвенный покров скал и тем самым была пот ревожена естественная консерва ция рисунков. 1) Дёрн, задранный льдом. 2) Вытоптанные поляны. 3) Следы костра на скале. 94 пЯННІ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz