Лихачев, В. А. Рисунки Канозера. Открытие, изучение, сохранение / Вадим Лихачев ; фот.: Вадим Лихачев [и др. ; Кол. центр охраны дикой природы, Кол. археол. экспедиция ИИМК РАН]. - Апатиты : Кольский центр охраны дикой природы, 2011 (Гатчина : Сев.-Зап. печ. двор). - 123, [1] с. : ил., цв. ил.

тия уже сильно пострадали. Туристы проводили здесь долгие часы, а то и дни в ожидании попутного ветра, отдыхали и рыбачили. До открытия петроглифов существовала неглас­ ная туристская традиция —оставить надпись с названием родного горо­ да и датой посещения на приметной скале острова Каменный. Открытие наскальных рисунков Канозера привело к резкому ухуд­ шению их сохранности. Почему? Да, конечно, в последнее время удалось свести к минимуму практи­ ку выбивания посетительских над­ писей. Но многие из последних над­ писей были уже сознательно сде­ ланы по рисункам. Всплеск интере­ са к р. Умбе в конце 90-х в начале 2000-х гг. возник в связи с общим ростом популярности экстремаль­ ного и водного туризма, и суще­ ствование петроглифов лишь под­ хлестнуло интерес к данному марш­ руту. Популяризаторов этого откры­ тия, в том числе и меня, могут упре­ кнуть: не нужно было давать инфор­ мацию в газеты и на телевидение. Здесь мы сталкиваемся с дилеммой: информация в СМИ привлекает тех, кто может нанести урон памятнику, но она необходима для того, что­ бы прекратить традицию выбива­ ния посетительских надписей, воз­ никшую ещё до открытия рисунков. Ведь посетители островов, выбивав­ шие надписи, не знали о существо­ вании петроглифов. Публикации и фильмы способствуют росту внима­ ния властей и общества к данному памятнику, подчёркивают его ста­ тус, необходимость финансирова­ ния исследований и принятия сроч­ ных мер по охране рисунков. Наилучшим способом сохране­ ния петроглифов на период их изучения, консервации и подго­ товки к демонстрации является полное ограничение доступа по­ сетителей на данный памятник. Не меньший вред наносится «чёр­ ными археологами» и другими лю­ бопытными изыскателями12. В ре­ зультате их поисков неоднократно нарушался естественный почвенный покров скал и тем самым была пот­ ревожена естественная консерва­ ция рисунков. 1) Дёрн, задранный льдом. 2) Вытоптанные поляны. 3) Следы костра на скале. 94 пЯННІ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz