Лихачев, В. А. Петроглифы Канозера // Наука и бизнес на Мурмане. - 2001. - № 4 (авг.). - С. 5-20.

11 В. А. Лихачев. ПЕТРОГЛИФЫ КАНОЗЕРА 11. Остров Горелый. В. Шумкин возле петроглифов. 1998 г. Фото В. Лихачева между странами, когда культурный обмен, как в науке, таки в искусстве, возрастаете каждым годом, и совместное изучение наскальных рисунков Ка­ нозера может дать новую точку опоры в нашем сотрудничестве, в нашем стремлении быть более открытыми друг для друга. Известный российский археолог и писатель Юрий Савватеев (первооткрыватель крупного скопления петроглифов реки Выг на побережье Белого моря) поздравил нас с находкой. Ю. Савватеев. Вы, наши коллеги с Коль­ ского полуострова, представи­ ли чрезвычайно интересное и важное в научном смысле со­ общение— открытие новых на­ скальных изображений, теперь уже в южной части Кольского полуострова на реке Умбе, не­ далеко от Терского побережья Белого моря. Эта территория уже ближе к Карелии, ближе, чем Понойские наскальные изображения. С большим ин­ тересом мы встретили это со­ общение. Мы рады поздравить вас действительно с очень су­ щественным достижением, по­ скольку на Кольском полуост­ рове появился новый, не ­ известный ранее науке и об­ щественности очаг наскально­ го творчества. Известно, что на­ скальные изображения, на­ скальное искусство распрост­ ранено на территории Фенно- скандии довольно широко. Памятники древнего искусст­ ва встречаются в Норвегии, Швеции, в Финляндии. Неко­ торые из них были известны очень давно. Скажем, первые скопления петроглифов Каре­ лии были открыты 150 лет на­ зад на восточном берегу Онеж­ ского озера. А вот петроглифы Альты, в Северной Норвегии, которые на сегодня являются самым крупным скоплением первобытного наскального ис­ кусства, стали известны в 1973 году, то есть на нашей памяти. То же самое, первые наскаль­ ные изображения Кольского полуострова в районе реки По­ ной найдены тоже в 1973 году. И вот еще одна интересная на­ ходка. Чем она привлекатель­ на, чем привлекательны петрог­ лифы, найденные вами на реке Умбе? Во-первых, их довольно много. Даже то, что вы зафиксиро­ вали то, о чем нам рассказа­ ли, — 240 изображений или око­ ло того — это очень много. Но уже по вашим предваритель­ ным материалам и документа­ ции видно, что их было значительно больше, и в ходе дальнейших работ вы найдете... Количество этих изоб­ ражений увеличится. Это бесспорно, кроме того, по­ хоже, что в ближайших окрестностях или более отда­ ленных местах вы найдете новые скопления. И, конечно, это обогатит и само представление о наскальном искусстве древности, которое было распространено гораздо шире, чем мы представляли до сих пор. Ко­ нечно, мы догадывались, что, видимо, до нас дошло не все, что-то не сохранилось. Но то, что что-то есть и очень доступно, но незнакомо — это, конечно, удиви­ тельно. Многие люди бывали там, но не обратили внимание на эти памятники. Это вполне понятно — такова специфика этих памятников! То же самое на 12. «Бараньи лбы». Остров Еловый. Фото В. Лихачева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz