Лихачев, В. А. Петроглифы Канозера // Наука и бизнес на Мурмане. - 2001. - № 4 (авг.). - С. 5-20.
19 В. А. Лихачев. ПЕТРОГЛИФЫ КАНОЗЕРА сятуристами-водниками, которые выбивают свои надписи-граффити на скалах островов. Возмож но, оставляя эти надписи, люди подчиняются стремлениям, сходным тем, что побуждали и пер вобытных художников. Но, увы, современные граф фити на скалах пока не имеют ни художественной, ни исторической ценности. Наиболее ранние из этих «автографов» датируются 60-ми годами. Некоторые из надписей выбиты прямо поверх петроглифов и безвозвратно испорчены. Возмож но (до обнаружения древних рисунков), это дела лось без злого умысла, но последствия очевидны— потеря ценного археологического материала. Ю. Иванов. Известна тяга человека к увековечиванию своего имени. Многие туристы выбивают на скалах автогра фы, названия своих городов, чтобы оставить о себе какую-то память. Я думаю, это можно назвать ванда лизмом. Это, конечно, наносит серьезный урон для наскальных рисунков... И если это будет продолжать ся, то нашим потомкам, кроме фотографий, ничего не останется... Справедливости ради, нужно отметить, что наша находка замечена администрацией Мур манской области. Вышло соответствующее по становление губернатора. Комитет по культуре финансирует исследования археологов, ведется регистрация памятника на федеральном уровне, назначены лица, ответственные за охрану памят ника. Но дело это новое для нашего региона и, пожалуй, здесь мы могли бы поучиться у наших соседей — скандинавов. Вайно Пойкилайнен*. Мне очень понравилось, как это делается в Альте, где создан такой музей, который является организа ционным центром. Приезжающие в Альту туристы осматривают петроглифы в сопровождении гида. Но это не самое главное. Главное, что музей является идеологическим центром. По правде говоря, этот музей имеет доходов меньше, чем расходов, хотя туда приезжают ежегодно где-то 50 тысяч туристов. Музей содержится на средства местной коммуны, региональ ной и центральной власти. Местная коммуна знает, что это принесет пользу предпринимателям. Это вы годно коммуне, в том смысле, что люди, которые под рабатывают на этом, платят налоги. Получается хоро шая материальная выгода. Но есть еще одна сторона. Это связано с тем, что благодаря этим петроглифам, этому музею, Альта, как маленький город, установи лась на карте мира. Это очень важно. Дальнейшие шаги по охране наскальных рисунков реки Умбы Вполне вероятно, что уникальность и значи мость находки с каждым годом все больше и больше будет привлекать туристов в эти места. Поэтому в будущем возможен рост антропоген ной нагрузки на территорию исторических па мятников и окружающую их природу. Уже сейчас следует задуматься о более широком спектре охранных мер. ‘ Президент Эстонского общества первобытного искусства. Одной из таких мер является создание особо охраняемой территории, например, историко-при родного заповедника или национального парка. Какие предпосылки уже имеются для этого? Ак ватория реки Умбы уже сама по себе является охраняемой территорией, ведь это семужья река. В непосредственной близости от островов с пет роглифами находится пост Терской рыбинспек- ции. Также эта территория граничит с Канозер- ским лосиным заказником. Таким образом, создание историко-природного заповедника или природно-исторического национального парка в этом районе смогло бы взаимовыгодно объеди нить усилия по охране исторических памятников, природных (рыбных, охотничьих и лесных) ресур сов и послужить хорошей базой для дальнейших научных исследований. Впоследствии вполне вероятно включение тер ритории данного очага древнего искусства в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО, как это уже сделано с наскальными рисунками Нор вегии (Альта), Швеции и планируется с петрог лифами Онежского озера (Карелия). Что же добавляет новое открытие в копилку культурных ценностей человечества? Слово про фессору А. Д. Столяру, одному из ярчайших ныне здравствующих специалистов в истории перво бытного искусства. А. Д . Столяр. В отличие от множества искусственно дутых сенса ций, в тиши, в напряженных поисках, иногда подоб ных настоящему героизму, совершаются открытия исключительно важные для понимания всей нашей великой, героической истории и прежде всего, в данном случае, судьбы древних землепроходцев отечественного Севера. Начало открытию было по ложено 5 июля 1997 года Юрием Ивановым. Эти работы были затем поддержаны на озере Канозере... Были активно поддержаны Вадимом Лихачевым, Иваном Вдовиным. В 1998 году в эти работы включился опыт ный исследователь, до этого открывший на Поное уже замечательный петроглифический ансамбль, — Владимир Шумкин. Прежде чем кратко обратиться к этой действитель ной археологической сенсации — несколько общих замечаний. Наш Север — великий и суровый. Устано вилось в науке о древности такое представление, что несколько тысяч лет назад в эпохи неолита, энеоли та, начальной бронзы весь прогресс был соединен со степной зоной, с югом, где тогда развивалось бурно производящее хозяйство — древнейшее земледе лие и скотоводство. Обмен, рост народонаселения, миграции, перемещения... Вот казалось здесь и вра щался основной маховик истории. А Север — аскети ческая жизнь, рыба, собирательство, иногда удачная охота. Там, где был северный олень, — мясная пища была более надежной... Но в целом — только присво ение даров природы, редкое население, казалось бы всеобщий застой... и в науке установилось как совер шенно однозначное явление суждение о том, что вот этот Север, Север Европейской России, Север Фен- носкандии ничего не дал в сокровищницу мировой истории — медвежий угол. Обочина. Обочина про гресса. Должен признаться, что я также думал и начал прозревать..., впервые участвуя в экспедиции, раска пывавшей грандиозный Оленеостровский могильник мезолита в 1937 году. Возникает один острый вопрос. По данным линг вистики на Севере процесс начального этногенеза, т. е. сложения основы для формирования дальней
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz