Лихачев, В. А. Петроглифы Канозера // Наука и бизнес на Мурмане. - 2001. - № 4 (авг.). - С. 5-20.
15 В. А. Лихачев. ПЕТРОГЛИФЫ КАНОЗЕРА 18. На пути к Канозеру. В. Лихачев, А. Мурашкин, Е. Колпаков, Ю. Иванов, А. Наволоцкий. 1999 год. Фото А. Клера что самые древние могут датироваться Л— 5 тыс. лет. Самые молодые, позднее выбитые, скорее всего — саамское средневековье, где-то видимо ХІІ-ХІѴ века нашей эры. То есть, это святилище функционировало где-то в районе 3,5— 4 тыс. лет практически беспре рывно. И сейчас еще выявляется такой пласт — для нас, конечно, очень неожиданный, удивительный — как Южная Швеция, эпоха бронзы. Как добирались люди на эту территорию, пока трудно сказать, но то, что они здесь присутствовали, это уже без сомнения (фото 2 1 , 22 )... То, что это святилище было, у нас сейчас не вызы вает сомнения. Необходимы, конечно, новые работы, новые поиски и думаю, что мы найдем следы их пре бывания в этом регионе. Но ожидать памятников по селений, видимо, будет трудно. Скорей всего, здесь была какая-то зона сакральная и скорей всего, здесь есть система могильников. По крайней мере, сейчас уже можно говорить о том, что есть один курган. Что тоже необычно для этой территории. И опять же кур ган — бронзового века, т. е. в районе где-то 2,5— 3,5 тысяч лет от наших дней. И все-таки, что же мы увидели на скалах? Практически каждое скопление рисунков вы полнено в своем узнаваемом стиле и характеризу ется разной техникой исполнения. Размеры от дельных фигур — от нескольких сантиметров до одного метра (фото 23). Пожалуй, это единственное место, гдетактесно переплетены традиции наскального искусства практически всей Северной Европы. Встречаются и уникальные изображения. На пример, группа рисунков, центральную компози цию которых представляет изображение бере менной женщины (внутри большого живота изображен ребенок) и мужчины с копьем в руке. По мнению В. Я. Шумкина, эту группу можно дати ровать саамским средневековьем (глубокая вы бивка скорее всего сделана металлическим ору дием , а само к ом п о зиц и он но е реш ение характерно для более поздних культур северных народов, нежели для культур каменного и брон зового веков). Если это предположение подтвер дится, то можно говорить о первой находке на Кольском полуострове саамских наскальных рисунков (фото 24). На скалах можно увидеть сцены морской охоты (охоты на белух) и рыболовства (ловля щуки), охоты на лосей, на медведя. Встречается необыч ная символика: крест и лабиринт в виде креста, различные «амулеты», солярные и лунарные зна ки (символы луны и солнца), круги-«колеса», полу месяц, «жезлы», мифологические персонажи (ле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz