Лихачев, В. А. Петроглифы Канозера // Наука и бизнес на Мурмане. - 2001. - № 4 (авг.). - С. 5-20.
КАНОЗЕРО: ОТКРЫТИЯ И ГИПОТЕЗЫ 14 сии смогут сохранить этот памятник и позаботиться о нем, чтобы люди из других стран тоже могли бы это увидеть. Новое открытие — это уникальный художествен ный памятник. Я снимаю шляпу перед людьми, кото рые нашли эти рисунки. Это великое счастье уча ствовать в открытии, имеющем мировое значение. Это сравнимо с изобретением телефона. Подобные на ходки помогают лучше понять древнее искусство, первобытных людей. Дают больше информации для понимания психологии наших предков. Это необхо димо для нас — особенно сейчас. И вот мы с канадскими кинематографистами на Канозере. Новые открытия не заставили себя ждать. На Горелом острове эстонский исследователь Вайно Пойкилайнен обнаружил изображение «ко леса», интересно, что позднее, во врэемя осенней экспедиции, другой эстонец Ллойт Йоекалда об наружил аналогичное «колесо» (может быть, этот рисунок на самом деле символ солнца). Археолог из Петрозаводска Надежда Лобано ва сделала находку иного плана. Н. Лобанова. Все это количество кварцевых отщепов и осколков было найдено нами на этой площадке... Рисунков здесь довольно много, и естественно, что люди приезжали сюда не на короткий срок. Здесь очень удобная площадка. Видимо, можно обнаружить и следы культурного слоя... Среди этих предметов... надо смотреть более внимательно... возможно есть и орудия. По крайней мере, как мне показалось, кое-где прослеживаются следы работы. Из кварца делали много различных орудий — в основном скребуще-режущего характера. Не сомневаюсь, что эти предметы были связаны с теми людьми, которые здесь останавливались и вы бивали наскальные рисунки. Отдых после напряженного дня. Совершенно неожиданно было слышать мелодии рок-н-ролла и кантри здесь, на Канозере, в профессиональном исполнении Джима Нолмана на старенькой гита ре, найденной в доме рыбинспектора. От гостеприимного Канозера вертолетом мы летим в Петрозаводск. Глядя на скалистые ост рова Белого моря, невольно думаешь: может быть, здесь тоже есть петроглифы, и новые находки еще ждут своих первооткрывателей. Впереди Соловецкие острова и знаменитый монастырь. Вертолет кружит над крепостными постройками, позволяя все внимательно осмот реть. И здесь же мы заметили небольшую стаю белух. Кажется, что они тоже решили попрощать ся с нами... Подлетая к Петрозаводску, нельзя отказать себе в удовольствии сделать виток над знаменитым памятником деревянного зодчества — церквами Кижей. И если памятники Соловков и деревянные церкви в Кижах известны всему миру и включе ны в список мирового наследия, то какая судьба ждет петроглифы Канозера? Значимость этого памятника бесспорна, и у наших соседей — в Швеции и Норвегии — охрана подобных скоп лений наскальных рисунков уже взята под кон троль ЮНЕСКО. Но чтобы осуществить подобный шаг, необходимо многое сделать. Ю. Савватеев. Конечно, прежде всего их необходимо как следует зафиксировать. Поскольку скалы эти разрушаются, и угроза над этими изображениями реальная — это нуж но иметь в виду с самых первых шагов изучения на скальных рисунков, надо разработать меры их сбере жения. Но самое первое и самое очевидное, как можно точнее их зафиксировать самыми современными спо собами, включая фотосъемку — цветную и черно-бе- лую, самую тщательную, копии — графитные и дру гие — там, где это удается сделать. Эти первые шаги к документации рисунков сохранят их для науки. Следующая задача — оградить их от вандализма. Это бич для петроглифов Карелии. Оставленные над писи на наскальных рисунках нашими современника ми — проявления вандализма. Этого ваша находка должна избежать. К счастью, оно далеко от мест по стоянного поселения, и за ним нужен догляд только в летний сезон, когда они оказываются на поверхно сти и наиболее доступны. Несколько слов о скалах. Основная горная по рода, из которой они сложены, — метаморфиче ского происхождения и относится к классу порфи ровых метасоматитов. Присутствие в ней такого минерала, как серпентинит придает ей слегка зеленоватый оттенок на изломе. Покрытые же корой выветривания и лишайниками, скалы с петроглифами имеют серый оттенок. В отличие от красных гранитов Онежского озера и кристал лических сланцев Беломорья, наша порода значи тельно мягче. Возможно, именно с этим связаны довольно глубокие выбивки некоторых рисунков (до 10 мм). Интересный факт: кора выветривания укрепляет поверхность скалы, чем, отчасти, защи щает рисунки. Другая крайность — камень скал, находящийся поддерном, от постоянной влажно сти настолько мягок, что царапается даже ногтем. А ведь петроглифы обнаружены и на таких участ ках. Все это необходимо учитывать при разра ботке мер по охране и консервации данных пет роглифов. В сентябре 1999 года Кольская археологиче ская экспедиция Института истории материаль ной культуры Российской Академии наук под ру ководством Владимира Шумкина приступила к тщательной документации этого памятника. Более двух недель сотрудники Института исто рии материальной культуры (Антон Мурашкин, Евгений Колпаков, Анатолий Клер) и Ревдинского музея работали на петроглифах Канозера (фото 18,19,20). В состав экспедиции 1999 года был пригла шен фотограф Эрмитажа — Владимир Теребе- нин, что тоже говорит об интересе к находке. Мы поинтересовались у специалиста о возра сте петроглифов Канозера. В. Шумкин. Возраст. Возраст — дело очень сложное. Дело в том, что сами, так, рисунки не могут быть датированы напрямую. Мы можем только ориентироваться, опи раться на высоту и расположение, на стили. Но сей час, так сказать, в первом приближении, возможно,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz