Лихачев, В. А. Петроглифы Канозера // Наука и бизнес на Мурмане. - 2001. - № 4 (авг.). - С. 5-20.

КАНОЗЕРО: ОТКРЫТИЯ И ГИПОТЕЗЫ 14 сии смогут сохранить этот памятник и позаботиться о нем, чтобы люди из других стран тоже могли бы это увидеть. Новое открытие — это уникальный художествен­ ный памятник. Я снимаю шляпу перед людьми, кото­ рые нашли эти рисунки. Это великое счастье уча­ ствовать в открытии, имеющем мировое значение. Это сравнимо с изобретением телефона. Подобные на­ ходки помогают лучше понять древнее искусство, первобытных людей. Дают больше информации для понимания психологии наших предков. Это необхо­ димо для нас — особенно сейчас. И вот мы с канадскими кинематографистами на Канозере. Новые открытия не заставили себя ждать. На Горелом острове эстонский исследователь Вайно Пойкилайнен обнаружил изображение «ко­ леса», интересно, что позднее, во врэемя осенней экспедиции, другой эстонец Ллойт Йоекалда об­ наружил аналогичное «колесо» (может быть, этот рисунок на самом деле символ солнца). Археолог из Петрозаводска Надежда Лобано­ ва сделала находку иного плана. Н. Лобанова. Все это количество кварцевых отщепов и осколков было найдено нами на этой площадке... Рисунков здесь довольно много, и естественно, что люди приезжали сюда не на короткий срок. Здесь очень удобная площадка. Видимо, можно обнаружить и следы культурного слоя... Среди этих предметов... надо смотреть более внимательно... возможно есть и орудия. По крайней мере, как мне показалось, кое-где прослеживаются следы работы. Из кварца делали много различных орудий — в основном скребуще-режущего характера. Не сомневаюсь, что эти предметы были связаны с теми людьми, которые здесь останавливались и вы­ бивали наскальные рисунки. Отдых после напряженного дня. Совершенно неожиданно было слышать мелодии рок-н-ролла и кантри здесь, на Канозере, в профессиональном исполнении Джима Нолмана на старенькой гита­ ре, найденной в доме рыбинспектора. От гостеприимного Канозера вертолетом мы летим в Петрозаводск. Глядя на скалистые ост­ рова Белого моря, невольно думаешь: может быть, здесь тоже есть петроглифы, и новые находки еще ждут своих первооткрывателей. Впереди Соловецкие острова и знаменитый монастырь. Вертолет кружит над крепостными постройками, позволяя все внимательно осмот­ реть. И здесь же мы заметили небольшую стаю белух. Кажется, что они тоже решили попрощать­ ся с нами... Подлетая к Петрозаводску, нельзя отказать себе в удовольствии сделать виток над знаменитым памятником деревянного зодчества — церквами Кижей. И если памятники Соловков и деревянные церкви в Кижах известны всему миру и включе­ ны в список мирового наследия, то какая судьба ждет петроглифы Канозера? Значимость этого памятника бесспорна, и у наших соседей — в Швеции и Норвегии — охрана подобных скоп­ лений наскальных рисунков уже взята под кон­ троль ЮНЕСКО. Но чтобы осуществить подобный шаг, необходимо многое сделать. Ю. Савватеев. Конечно, прежде всего их необходимо как следует зафиксировать. Поскольку скалы эти разрушаются, и угроза над этими изображениями реальная — это нуж­ но иметь в виду с самых первых шагов изучения на­ скальных рисунков, надо разработать меры их сбере­ жения. Но самое первое и самое очевидное, как можно точнее их зафиксировать самыми современными спо­ собами, включая фотосъемку — цветную и черно-бе- лую, самую тщательную, копии — графитные и дру­ гие — там, где это удается сделать. Эти первые шаги к документации рисунков сохранят их для науки. Следующая задача — оградить их от вандализма. Это бич для петроглифов Карелии. Оставленные над­ писи на наскальных рисунках нашими современника­ ми — проявления вандализма. Этого ваша находка должна избежать. К счастью, оно далеко от мест по­ стоянного поселения, и за ним нужен догляд только в летний сезон, когда они оказываются на поверхно­ сти и наиболее доступны. Несколько слов о скалах. Основная горная по­ рода, из которой они сложены, — метаморфиче­ ского происхождения и относится к классу порфи­ ровых метасоматитов. Присутствие в ней такого минерала, как серпентинит придает ей слегка зеленоватый оттенок на изломе. Покрытые же корой выветривания и лишайниками, скалы с петроглифами имеют серый оттенок. В отличие от красных гранитов Онежского озера и кристал­ лических сланцев Беломорья, наша порода значи­ тельно мягче. Возможно, именно с этим связаны довольно глубокие выбивки некоторых рисунков (до 10 мм). Интересный факт: кора выветривания укрепляет поверхность скалы, чем, отчасти, защи­ щает рисунки. Другая крайность — камень скал, находящийся поддерном, от постоянной влажно­ сти настолько мягок, что царапается даже ногтем. А ведь петроглифы обнаружены и на таких участ­ ках. Все это необходимо учитывать при разра­ ботке мер по охране и консервации данных пет­ роглифов. В сентябре 1999 года Кольская археологиче­ ская экспедиция Института истории материаль­ ной культуры Российской Академии наук под ру­ ководством Владимира Шумкина приступила к тщательной документации этого памятника. Более двух недель сотрудники Института исто­ рии материальной культуры (Антон Мурашкин, Евгений Колпаков, Анатолий Клер) и Ревдинского музея работали на петроглифах Канозера (фото 18,19,20). В состав экспедиции 1999 года был пригла­ шен фотограф Эрмитажа — Владимир Теребе- нин, что тоже говорит об интересе к находке. Мы поинтересовались у специалиста о возра­ сте петроглифов Канозера. В. Шумкин. Возраст. Возраст — дело очень сложное. Дело в том, что сами, так, рисунки не могут быть датированы напрямую. Мы можем только ориентироваться, опи­ раться на высоту и расположение, на стили. Но сей­ час, так сказать, в первом приближении, возможно,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz