Лихачев, В. А. Петроглифы Канозера // Наука и бизнес на Мурмане. - 2001. - № 4 (авг.). - С. 5-20.
13 В. А. Лихачев. ПЕТРОГЛИФЫ КАНОЗЕРА Онежском озере. 150 лет изучается это скопление, и все-таки время от времени здесь находят новые скоп ления и изображения и т. д. Это связано и с их со хранностью, с их видимостью, не всегда четкой и яс ной. Здесь треб уется отточенный взгляд. Надо всматриваться в скалы долго и долго для того, чтобы заметить изображения. Вот это делает честь Юрию Иванову, вам, другим исследователям, принимавшим участие. Заметили первые рисунки, которые послу жили ориентиром, и вот теперь вы нашли уже целых 7 групп. Групп, которые расположены на разной вы соте относительно уровня моря, в разных местах, на трех островах. И очень разные по тематике. Вот это разнообразие сюжетов тоже привлекает внимание. Разные по технике выбивки, есть неглубокие и нео бычайно глубокие даже для нас — тех, кто занимается изучением наскального искусства у себя дома. И все это повышает интерес к вашим наскальным рисункам, потому что дает повод для размышления по целому ряду проблем. Например, как все-таки зародилось наскальное искусство у вас, на южном берегу Кольского полуос трова? Откуда оно пришло или зародилось на месте? Как оно развивалось? Какие этапы, какую эволюцию про шло? Какие сюжеты были первичны, какие вторичны? Какие рождались на месте, какие были заимствова ны? И естественно очень большой круг вопросов, связанных с их смыслом и назначением. Что означают эти рисунки? Можно ли их рассматривать как своеоб разные снимки с натуры. Означает ли, что вот чело век удачно поохотился, пришел и решил выбить в память об удачной охоте, об удаче изображение. На самом деле это немножко сложнее. Конечно, эти ри сунки носят более сложное объяснение, в них пред ставлен мифологический момент, это обобщение о реальной жизни, не просто рассказ, как мне кажется, о конкретных событиях, а рассказ, обогащенный уже воображением творческим. Что-то в нем выделено, что-то подчеркнуто, но это уже вопрос о смысле и назначении. На эти вопросы не надо спешить отве чать. Предварительно надо изучить сам по себе ис точник, хорошо датировать его, проследить перио дизацию, хронологию этих наскальных рисунков. Предстоит большая работа, связанная с их фикса цией, документацией, а потом и основательным ис толкованием и уточнением их места в наскальном искусстве Фенноскандии. Здесь я позволю себе сделать небольшое от ступление: несколько слов о смысле и назначе нии наскальных рисунков. Считается, что наскаль- ные р и с ун ки вы б ивали сь в местах, где совершались обряды, а само место на скале, где выбиты рисунки, считалось священным. И в наши дни археологи совершают своеобразный ритуал возле центральной фигуры Онежских петрогли фов в Карелии, так называемого «Беса». Заключа ется он в том, что ко рту изображения, а через наскальный рисунок проходит трещина, подносит ся ... рюмка водки. С датским ученым Джехардом Милстреу мы отправились к дальним скалам, к другим рисун кам. Нам торжественно вручили бутылку с «жид костью для жертвоприношения». Мол, выпейте с тамошними духами. После получасовой прогулки по берегу, по пути заглянув на место археологи ческих раскопок, мы подошли к петроглифам. Наше внимание привлекло изображение змеи. Наклонившись, чтобы лучше рассмотреть рису- 17. Петроглифы Северной Норвегии, Альта. нок, я не заметил, как бутылка выпала из моего кармана, разбилась, — спиртное потекло по ри сунку. И... змея словно ожила. Текущая по углуб лению жидкость на какие-то мгновения создала эффект движения рисунка. Как бы отмечая, что жертва принята, ... в благодарность, из-за туч появилось солнце. Ну, а если серьезно, здесь, на конференции в Петрозаводске родилась идея создания фильма о наскальных рисунках Карелии и Кольского по луострова. А поскольку и в тех, и в других скопле ниях петроглифов значительное место занимают изображения китов и белух, в этом фильме будет рассказано и о современных проблемах охраны этих морских млекопитающих. Джим Нолман — американский музыкант, мно гие годы посвятивший изучению и охране китов и дельфинов, — автор сценария будущего фильма. Дж. Нолман. Я верю в то, что связь первобытного человека с животными и деревьями была очень сильна, они от носились к ним как к братьям. Это учит нас. Мы могли бы поучиться у древних этому отношению к природе, будь то деревья, киты, лисицы или олени. Мы все живем на одной земле. Я думаю, что это основной урок, который мы можем получить от наскальных ри сунков древних. Мне кажется, что люди, не только из России, где имеются эти уникальные памятники, но и из других стран, должны приходить к петроглифам, как в храм. Миллионы людей восхищаются собором Па рижской Богоматери. А здесь, тоже своего рода один из древнейших храмов в мире. Я надеюсь, что в Рос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz