Лихачев, В. А. Петроглифы Канозера // Наука и бизнес на Мурмане. - 2001. - № 4 (авг.). - С. 5-20.

13 В. А. Лихачев. ПЕТРОГЛИФЫ КАНОЗЕРА Онежском озере. 150 лет изучается это скопление, и все-таки время от времени здесь находят новые скоп­ ления и изображения и т. д. Это связано и с их со­ хранностью, с их видимостью, не всегда четкой и яс­ ной. Здесь треб уется отточенный взгляд. Надо всматриваться в скалы долго и долго для того, чтобы заметить изображения. Вот это делает честь Юрию Иванову, вам, другим исследователям, принимавшим участие. Заметили первые рисунки, которые послу­ жили ориентиром, и вот теперь вы нашли уже целых 7 групп. Групп, которые расположены на разной вы­ соте относительно уровня моря, в разных местах, на трех островах. И очень разные по тематике. Вот это разнообразие сюжетов тоже привлекает внимание. Разные по технике выбивки, есть неглубокие и нео­ бычайно глубокие даже для нас — тех, кто занимается изучением наскального искусства у себя дома. И все это повышает интерес к вашим наскальным рисункам, потому что дает повод для размышления по целому ряду проблем. Например, как все-таки зародилось наскальное искусство у вас, на южном берегу Кольского полуос­ трова? Откуда оно пришло или зародилось на месте? Как оно развивалось? Какие этапы, какую эволюцию про­ шло? Какие сюжеты были первичны, какие вторичны? Какие рождались на месте, какие были заимствова­ ны? И естественно очень большой круг вопросов, связанных с их смыслом и назначением. Что означают эти рисунки? Можно ли их рассматривать как своеоб­ разные снимки с натуры. Означает ли, что вот чело­ век удачно поохотился, пришел и решил выбить в память об удачной охоте, об удаче изображение. На самом деле это немножко сложнее. Конечно, эти ри­ сунки носят более сложное объяснение, в них пред­ ставлен мифологический момент, это обобщение о реальной жизни, не просто рассказ, как мне кажется, о конкретных событиях, а рассказ, обогащенный уже воображением творческим. Что-то в нем выделено, что-то подчеркнуто, но это уже вопрос о смысле и назначении. На эти вопросы не надо спешить отве­ чать. Предварительно надо изучить сам по себе ис­ точник, хорошо датировать его, проследить перио­ дизацию, хронологию этих наскальных рисунков. Предстоит большая работа, связанная с их фикса­ цией, документацией, а потом и основательным ис­ толкованием и уточнением их места в наскальном искусстве Фенноскандии. Здесь я позволю себе сделать небольшое от­ ступление: несколько слов о смысле и назначе­ нии наскальных рисунков. Считается, что наскаль- ные р и с ун ки вы б ивали сь в местах, где совершались обряды, а само место на скале, где выбиты рисунки, считалось священным. И в наши дни археологи совершают своеобразный ритуал возле центральной фигуры Онежских петрогли­ фов в Карелии, так называемого «Беса». Заключа­ ется он в том, что ко рту изображения, а через наскальный рисунок проходит трещина, подносит­ ся ... рюмка водки. С датским ученым Джехардом Милстреу мы отправились к дальним скалам, к другим рисун­ кам. Нам торжественно вручили бутылку с «жид­ костью для жертвоприношения». Мол, выпейте с тамошними духами. После получасовой прогулки по берегу, по пути заглянув на место археологи­ ческих раскопок, мы подошли к петроглифам. Наше внимание привлекло изображение змеи. Наклонившись, чтобы лучше рассмотреть рису- 17. Петроглифы Северной Норвегии, Альта. нок, я не заметил, как бутылка выпала из моего кармана, разбилась, — спиртное потекло по ри­ сунку. И... змея словно ожила. Текущая по углуб­ лению жидкость на какие-то мгновения создала эффект движения рисунка. Как бы отмечая, что жертва принята, ... в благодарность, из-за туч появилось солнце. Ну, а если серьезно, здесь, на конференции в Петрозаводске родилась идея создания фильма о наскальных рисунках Карелии и Кольского по­ луострова. А поскольку и в тех, и в других скопле­ ниях петроглифов значительное место занимают изображения китов и белух, в этом фильме будет рассказано и о современных проблемах охраны этих морских млекопитающих. Джим Нолман — американский музыкант, мно­ гие годы посвятивший изучению и охране китов и дельфинов, — автор сценария будущего фильма. Дж. Нолман. Я верю в то, что связь первобытного человека с животными и деревьями была очень сильна, они от­ носились к ним как к братьям. Это учит нас. Мы могли бы поучиться у древних этому отношению к природе, будь то деревья, киты, лисицы или олени. Мы все живем на одной земле. Я думаю, что это основной урок, который мы можем получить от наскальных ри­ сунков древних. Мне кажется, что люди, не только из России, где имеются эти уникальные памятники, но и из других стран, должны приходить к петроглифам, как в храм. Миллионы людей восхищаются собором Па­ рижской Богоматери. А здесь, тоже своего рода один из древнейших храмов в мире. Я надеюсь, что в Рос­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz