Лейбензон, Г. А. Никель земли Кольской / Геннадий Лейбензон. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2008. - 134, [1] с. : ил., карты, портр., факс.

Вспоминая некоторые подробности строительства Г. И. Таловиков рас­ сказывал, что первую трубу для акционерного общества «Петсамон Никке- ли» строила специализировавшаяся на этом американская фирма «Альфо- нес Кустодис». По договору с этой фирмой в Никель прибыл шеф-мастер Монро, участвовавший в сооружении разрушенной немцами трубы, и дру­ гой мастер — Кенли. Американцы попросили познакомить их с «человеком- кошкой» и удивились, что русские собираются создать столь высокое соору­ жение без чемпиона-верхолаза. Не понравился им также и возрастной состав монтажников-верхолазов. Здесь были рабочие в возрасте до сорока пяти лет. Тогда как у американцев монтажные и бетонные работы выполняла бригада молодых верхолазов в возрасте до 25 лет. Заокеанские специалисты неохотно отвечали на вопросы о том, как они строят такие трубы. Относительно работ зимой заявили, что такого опыта они не имеют. Рекомендовали строить трубу в летние месяцы. Уезжая, аме­ риканцы были уверены, что без них строительство не начнется, что их еще позовут. Ждать наступления тепла — значит почти год потерять. А сроки ввода комбината были уже определены, так как еще 7 сентября 1945 г. Наркомат цветной металлургии утвердил проектное задание на строительство первой очереди «Печенганикеля». Работы возглавил опытный инженер, руководитель конторы «Теплостроя» Владимир Зейдлиц. Из представления к награждению Владимира Зейдлица, 1897 г. рождения, беспартийного, образование высшее, техническое: ...На комбинат «Печенганикель» тов.Зейдлиц прибыл осенью 1945 г. Вме­ стес американскими инженерами-консультантами детально изучил проекторга­ низации работыпо строительству первой в Советском Союзежелезобетонной трубы. Втяжелых условиях Крайнего Севера коллектив строителей, монтажников и верхолазов освоил сложную конструкцию импортной передвижной металли­ ческой опалубки и в сравнительно короткий срок построил первую в Союзе 152-метровую коническую железобетонную трубу. Наэтой новой и сложной работе тов.Зейдлиц показал себякак способный, инициативный, грамотный советский инженер и хороший организатор. Работа построительствутрубы былаобразцом правильной иумелой организации тру­ даи механизации трудоемких процессов производства. Многое из того, что применялось на печенгской трубе, для нашей страны было в новинку. Металлическая передвижная опалубка. Специальная «юбка» вокруг тепляка, которая стягивалась канатом вокруг затвердевшего бетона. Бетономешалку поставили внутри трубы, бетон сразу шел в дело. Первые четырнадцать кубометров бетона уложили 18 января 1946 г. 15 августа был уложен последний кубометр — 1580-й. 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz