Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
ли учитель сам не боится совершать «рейды» в соседние те мы, разделы, в другие предметы, в различные внешколь ные, внеучебные ситуации, связывая их с изучаемым на уроке материалом, — подобные переносы вслед за ним очень быстро осваивают его ученики. Широкую популярность приобретают в настоящее время всевозможные интегративные уроки, межпредмет ные конференции, внутрипредметные, межпредметные и надпредметные учебные проекты — помимо всех прочих достигаемых дидактических эффектов, освоение опера ции «перенос» — это один из путей развития творческих способностей. «Целостная структура» Когда новый материал изучается индуктивным пу тем, или сложный объект рассматривается сначала по частям, — не спешите сами делать выводы, обобщения, показывать всю «картинку». Предоставьте эту возможность своим ученикам. Одиннадцатый класс. Изучаем клетку. Учитель на одном уроке рассказывает про наружную клеточ ную мембрану, на последующих — о других клеточных структурах, не забывая подчеркивать, что их обо лочки очень похожи по строению на ту самую мемб рану... И вот один из последних уроков по теме, под нимается рука и ученица робко спрашивает: «Дмит рий Григорьевич, а что, если в клетке нет никаких отдельных частей, а вся клетка представляет собой единую мембранную систему?» Я поражен!Я сам хотел про это говорить! Я при готовил «модель»: три полиэтиленовых мешка вло жил один в другой и собирался разрезать их на глазах учеников, показывая эту самую «мембранную систе му»! А она «увидела» это сама! Вы скажете, что она догадалась, совершила этот са мый творческий акт, но ведь это не есть результат целе направленных действий учителя! И вообще творчество — это тайна за семью печатями —управлять невозмож но! 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz