Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

ли учитель сам не боится совершать «рейды» в соседние те­ мы, разделы, в другие предметы, в различные внешколь­ ные, внеучебные ситуации, связывая их с изучаемым на уроке материалом, — подобные переносы вслед за ним очень быстро осваивают его ученики. Широкую популярность приобретают в настоящее время всевозможные интегративные уроки, межпредмет­ ные конференции, внутрипредметные, межпредметные и надпредметные учебные проекты — помимо всех прочих достигаемых дидактических эффектов, освоение опера­ ции «перенос» — это один из путей развития творческих способностей. «Целостная структура» Когда новый материал изучается индуктивным пу­ тем, или сложный объект рассматривается сначала по частям, — не спешите сами делать выводы, обобщения, показывать всю «картинку». Предоставьте эту возможность своим ученикам. Одиннадцатый класс. Изучаем клетку. Учитель на одном уроке рассказывает про наружную клеточ­ ную мембрану, на последующих — о других клеточных структурах, не забывая подчеркивать, что их обо­ лочки очень похожи по строению на ту самую мемб­ рану... И вот один из последних уроков по теме, под­ нимается рука и ученица робко спрашивает: «Дмит­ рий Григорьевич, а что, если в клетке нет никаких отдельных частей, а вся клетка представляет собой единую мембранную систему?» Я поражен!Я сам хотел про это говорить! Я при­ готовил «модель»: три полиэтиленовых мешка вло­ жил один в другой и собирался разрезать их на глазах учеников, показывая эту самую «мембранную систе­ му»! А она «увидела» это сама! Вы скажете, что она догадалась, совершила этот са­ мый творческий акт, но ведь это не есть результат целе­ направленных действий учителя! И вообще творчество — это тайна за семью печатями —управлять невозмож­ но! 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz