Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Очевидно, речь должна идти о создании объективно но вого (искусство, наука, техника) и субъективно нового про дукта (образование). Если обучающийся субъект, тем бо лее ребенок, впервые для себя произвел умственную опе рацию, которой до этого специально не обучался, то речь, безусловно, может идти о творчестве в процессе учебной деятельности. Что же это могут быть за операции, что входит в содер жание опыта творчества? В соответствии с вышеназванной концепцией ими являются: 1. Самостоятельное осуществление ближнего и дальне го переноса знаний и умений в новую ситуацию. 2. Обнаружение новой проблемы в стандартной ситуа ции. 3. Установление целостной структуры объекта. 4. Видение новой функции объекта. 5. Учет альтернатив при решении проблемы. 6. Комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы. Анализ творческих познавательных задач, проведен ный И. Я. Лернером и его коллегами, показал, что все они укладываются в этот перечень, что нет задач, в которых бы проявились иные черты творчества. Для нас это означает, что творчество учеников на уроке и во внеклассной работе не есть что-либо уникальное, присущее только отдельным «творчески» работающим учителям, а инвариантный и обязательный элемент целе- полагания педагогической деятельности любого учителя. И ни одна тема не должна быть «упущена» учителем с точ ки зрения ее возможностей для учебного творчества. Рассмотрим несколько примеров постановки и реше ния творческих задач разного типа. «Перенос» Двое девятиклассников выходят из аудитории, где проводилась олимпиада по биологии. «Ты сколько задач сделал?», «Четыре, а ты?», «А я — три... Как ты четвертуюрешил, ведь мы это не изучали ?», «Так это же зоология, седьмой класс!» Это то, что обычно называют внутрипредмет- V ные, межпредметные и надпредметные связи. Ес 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz