Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Библиографические (работа с каталогом, с каталожны ми карточками), мнемонические умения (приемы быстрого и качественного запоминания, рефлексивные вопросы типа: «Как тебе лучше запоминается: три раза прочитать, или прочитать один раз, потом закрыть книгу и попытать ся повторить?», «А какой текст ты лучше запоминаешь: там, где есть действие, или описывается образ, картина?» и т. п.), работа с оргтехникой (компьютер, ксерокс, сканер), составление алгоритмов действий —развитие и формирова ние этих и других организационно-практических умений может стать одинаково значимой целью и для учителя и для ученика. Интеллектуальные умения О развитии и формировании таких умений, как слы шать и слушать, сравнивать и выделять главное (главное об щее и главное отличное), анализировать, обобщать, допол нять, конкретизировать, задавать вопросы, систематизиро вать, строить и воспринимать цепи логических суждений, делать выводы, составлять конспекты и т. д., и т. п., написа ны горы методической литературы, и нет нужды повто рять. Однако анализ практики показывает, что, отрабатывая специальные умения, учитель часто забывает, что для субъ екта учебной деятельности, каким является ученик, пере численные выше цели должны быть не просто актуализиро ваны, но выделены, осознаны и приняты. И еше, их достиже ние —результат специальной и кропотливой работы. Вот ка к проводила опрос замечательная учит е ль ница истории Людмила Давыдовна Латаева. К доске вызывается один ученик. Я сижу за последней партой и про себя недоумеваю — «А, что же будут делать остальные». Когда работаю сам, то задействую , ка к правило, почти всех: шестеро за первыми партами отвечают письменно, четверо — у доски, четверо — по парам беседуют друг с другом, а сам еще успеваю провести фронтальную беседу. Через двадцать м и нут — все «вмыле», зато дюжина отметок в ж урна л е ! А здесь отвечает всего один ученик. Но дальше мое недоумение растет, как снежный ком. Остальные и не думают отвлекаться и занимать- 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz