Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Библиографические (работа с каталогом, с каталожны­ ми карточками), мнемонические умения (приемы быстрого и качественного запоминания, рефлексивные вопросы типа: «Как тебе лучше запоминается: три раза прочитать, или прочитать один раз, потом закрыть книгу и попытать­ ся повторить?», «А какой текст ты лучше запоминаешь: там, где есть действие, или описывается образ, картина?» и т. п.), работа с оргтехникой (компьютер, ксерокс, сканер), составление алгоритмов действий —развитие и формирова­ ние этих и других организационно-практических умений может стать одинаково значимой целью и для учителя и для ученика. Интеллектуальные умения О развитии и формировании таких умений, как слы­ шать и слушать, сравнивать и выделять главное (главное об­ щее и главное отличное), анализировать, обобщать, допол­ нять, конкретизировать, задавать вопросы, систематизиро­ вать, строить и воспринимать цепи логических суждений, делать выводы, составлять конспекты и т. д., и т. п., написа­ ны горы методической литературы, и нет нужды повто­ рять. Однако анализ практики показывает, что, отрабатывая специальные умения, учитель часто забывает, что для субъ­ екта учебной деятельности, каким является ученик, пере­ численные выше цели должны быть не просто актуализиро­ ваны, но выделены, осознаны и приняты. И еше, их достиже­ ние —результат специальной и кропотливой работы. Вот ка к проводила опрос замечательная учит е ль ­ ница истории Людмила Давыдовна Латаева. К доске вызывается один ученик. Я сижу за последней партой и про себя недоумеваю — «А, что же будут делать остальные». Когда работаю сам, то задействую , ка к правило, почти всех: шестеро за первыми партами отвечают письменно, четверо — у доски, четверо — по парам беседуют друг с другом, а сам еще успеваю провести фронтальную беседу. Через двадцать м и ­ нут — все «вмыле», зато дюжина отметок в ж урна­ л е ! А здесь отвечает всего один ученик. Но дальше мое недоумение растет, как снежный ком. Остальные и не думают отвлекаться и занимать- 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz