Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

функция знания призвана давать ориентировочную осно­ ву действий для формирования общеучебных и специаль­ ных умений. Любой учитель химии понимает, что владение такими понятиями, как «моль» и «относительная молярная масса», необходимо для формирования уме­ ний вести простейшие химические расчеты точно так же, как знание основных закономерностей мейо- за (образование половых клеток) в дальнейшем послу­ жит ученику для объяснения закономерностей пере­ дачи наследственных свойств отродителей к потом­ кам, а знания по электротехнике необходимы любому современному человеку, чтобы грамотно пользовать­ ся электроприборами и т. д. Сложнее другое, а именно понимание учителем того, что в движении ученика к овладению ведущими идеями и концепциями науки, которую представляет в школе тот или иной учебный предмет, знание фактов, понятий, веду­ щих теорий есть, в конечном счете, та необходимая ориен­ тировочная основа, на которой, собственно, и возможно достижение этой цели. И, наконец, следует сказать об оценочной функции знания, которой определяется формирование у учеников оценочных суждений, мотивов, отношений, убеждений, склонностей. Десятый класс. Молодая учительница начинает урок об основных положениях теории эволюции Ч. Дарвина с того, что читает письмо, которое на­ писала жена Чарльза Дарвина своему мужу, когда случайно обнаружила его научные записи. Будучи женщиной набожной, она просто испуга­ лась и написала мужу письмо с просьбой отказаться от публикации и не гневить Бога! Представляете, обращается учитель к ребя­ там, мы бы с вами так и никогда бы не услышали слова «дарвинизм!» Ну, разумеется, наука бы не остановилась бы, следом шел А. Уоллес, с похожей теорией... Но, дальше, рассказывает учительница, произош­ ло вот что. Дарвин дает согласие жене, что не будет 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz