Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

тратить время — вопросы этой темы, скорее всего, не войдут ни в тесты, ни в экзаменационные билеты. Но если основная ваша цель при изучении теории эво­ люции —это формирование научного мировоззрения и развитие критического мышления учащихся, то хо­ тел быя посмотреть, как вы это сделаете, исключив эту тему из своих планов. Особенно, если учесть, что нынче в классе, может быть, половина детей всерьез интересуется религией». Кстати, учителя-естественника не должно смущать распространение в последнее время в школьной среде иных, альтернативных, точек зрения на многие мировоз­ зренческие вопросы, ибо есть разные пути адаптации в этом мире, чтобы жить в согласии с ним и с самим собой: путь веры и путь знания. И школа призвана не столько дать ученику знания (вспомним, что никому ничего нельзя дать, тем более, ес­ ли речь идет о мировоззренческой функции знания), ско­ лько вооружить ученика компасом, помогающем идти по пути знания. Этот компас — научный метод. ФАКТЫ основываются на прямых или косвенных на­ блюдениях. Все факты, относящиеся к конкретной проб­ леме, называются данными, которые могут быть качествен­ ными или количественными. В результате наблюдений получают так называемый «сырой материал», на основании которого формулируется гипотеза. Гйпотеза — это, основанное на наблюдениях, предположение, с помощью которого можно дать убедите­ льное объяснение наблюдаемым явлениям. Эйнштейн подчеркивал, что гипотеза выполняет две функции: 1) она должна объяснять все наблюдаемые явления, от­ носящиеся к данной проблеме; 2) она должна вести к предсказанию новых знаний. Но­ вые наблюдения (факты, данные), подтверждающие гипо­ тезу, будут способствовать ее упрочению, тогда как наблю­ дения, противоречащие гипотезе, должны привести к ее изменению или даже отказу от нее. Гипотезы можно объективно проверить в серии экспе­ риментов. Наиболее удачная гипотеза становится рабочей гипотезой, и если она способна устоять при попытке ее 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz