Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Те, кому эта мысль покажется уж очень баналь­ ной, пусть вспомнят многочисленные случаи замены школьных лабораторных и практических работ де­ монстрационным экспериментом. Если вы расскажете и даже покажете ученику, как получать водород с помощью аппарата Киппа, а потом попросите его пересказать, как это делается, и он блестяще ответит на вопрос, сможете Вы быть уверены в том, что Ваш ученик овладел этим умением? w Кстати, из этой же серии так полюбившиеся Лѵ многим инструкции типа «Учись учиться» или «Учись думать», развешенные на стендах в классах. Ну и как, многим помогло? 3.4.3. Функция знания Следующий аспект, который следует учитывать при от­ боре информации, предъявляемой ученику, и, главное, знаний, планируемых как обязательный результат обуче­ ния, это та функция, которую несет знание в конкретной ситуации для конкретного ученика. Знание гипотез возникновения жизни на Земле, тео­ рии относительности Эйнштейна или законов Кеплера вряд ли поможет при постройке дома, создании семьи или успешном накоплении первоначального капитала. Но у них, этих знаний, особая функция, мировоззрен­ ческая —формирование представлений о мироздании, о научной картине мира. Это —основа для формирования научного мировоззрения. И, как знать, возможно, и дом, и семью мы строим, отталкиваясь от своих пред­ ставлений об этом мире и своем предназначении в нем, строим, возможно, и не догадываясь о том влиянии, ко­ торое оказали на наш выбор школьные уроки физики или биологии. Как-то учителя-биологи обратились ко мне с во­ просом: «В журнале «Биология в школе» напечатано, что в этом году можно изучать обзорно тему: «Дока­ зательства эволюции». Действительно, это так?» Я им ответил: «Смотря, какие цели вы перед собой ставите. Если это — подготовка школьников к заче­ ту или к экзамену, то, действительно, можете не 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz