Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
или на его отдельных этапах: факты, понятия или положе ния теории. Если факты, то о каких конкретно фактах идет речь: имеющих самостоятельное значение (охраняемые живот ные родного края, признаки желудочно-кишечных забо леваний или виды пластмасс), или научные факты, рас крывающие содержание изучаемого понятия? Если второе, то, сколько таких фактов —примеров на до приводить? Чем больше, тем лучше? А, может быть, ровно столько, сколько нужно для того, чтобы данное по нятие оказалось раскрытым для ученика? А сами понятия? Иногда учитель, ложно понимая принцип научности в обучении, оперирует на уроке поня тиями, введение которых ничем не аргументировано, и наоборот, не раскрыв должным образом и не убедившись в усвоении необходимых понятий, недоумевает потом: по чему ученики не усваивают основные положения той или иной теории. Особое внимание я хочу обратить на такой компонент структуры знания как концепции и идеи, потому что он, с одной стороны, практически не отражен в учебных про граммах по естественнонаучным и математическим дис циплинам (они ограничиваются, как правило, понятий но-теоретическим уровнем), а с другой — именно этот компонент несет на себе нравственно-этическую состав ляющую, то есть имеет громадное значение для воспита ния через предмет. Ни понятия, ни теории, ни законы та ким потенциалом не обладают. (Подчеркнем, речь не идет о гуманитарных дисциплинах!) Например, курс школьного естествознания (отдельные предметы) буквально пронизан несколькими ведущими идеями: идея развития. Идея разнообразия. Идея сложных систем... Каждая из них несет в себе громадный ценностный по тенциал. Идея развития: «Твоя биологическая жизнь на земле есть продолжение жизни твоих родителей, и то, как ты относишься к своему здоровью в молодости, так или иначе, скажется потом на 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz