Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

*** Грустная констатация, а для профессионала — просто оскорбительная. Ну, конечно же, обучая ребят азам мате­ матики или химии, мы преследуем какие-то другие, более высокие цели! Но всегда ли мы ясно осознаем, какие это цели, всегда ли делаем все возможное для их достижения, и умеем ли мы это делать на самом деле? *** Я хочу вернуть в школу воспитывающее обучение. По крайней мере, на страницах этой книги. Я хочу показать, что развивающее обучение можно сделать целенаправлен­ ным и систематическим не только в начальной (Д. Элько- нин, В. Давыдов, Л. Занков), но и в основной и в старшей школе, на самых обыкновенных, «традиционных» уроках. Хочется помочь учителям, действующим и будущим, в проектировании и организации процесса обучения, ори­ ентированного не только и не столько на пресловутые ЗУ- Ны, но направленного прежде всего на формирование от­ ношений учеников к Миру, к себе, к людям. *** Я вижу основную проблему, которая стоит сегодня пе­ ред учителями как проблему выбора образовательных (со­ держательных и процессуальных) альтернатив, обуслов­ ленных как социально-педагогическими реалиями време­ ни, так и возможностями, представляемыми современной дидактикой. Выбор этот в известной мере затруднен двумя обстоя­ тельствами: во-первых, отсутствием ясно выраженной и рефлексируемой профессиональной ориентации («что я заявляю на каком-нибудь «умном» семинаре или педсовете, определяя цели своей деятельности, и чего я хочу добиться на самом деле, когда готовлюсь к уроку и когда вхожу в класс»), и, во-вторых, — недостаточным уровнем методологиче­ ской культуры, которая определяла бы успешность по­ строения педагогической деятельности в условиях образо­ вательного выбора. Я глубоко убежден, что недооценка этих проблем как самими педагогами, так и теми, кто профессионально за­ нимается подготовкой педагогических кадров, ведет к ограничению возможностей дидактики влиять на практи­ ку обучения. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz