Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
3.4. Содержание образования как отражение культуры Давайте нарисуем домик! Это не простой домик, а один из приемов так называе мой когнитивной графики. С его помощью хорошо изучать различные научные теории, которые входят в школьные программы. Фундамент дома, его основание — это факты, эмпирические данные, которые послужили основанием для разработки той или иной теории. Сруб — опорный конспект, схема, отображающая основные ее поло жения. Крыша —пример практического применения этой теории. Систематическое использование такого приема позво ляет развивать научное мировоззрение и методологиче скую культуру учеников. Причем тут И. Я. Лернер и теория содержание образо вания? Мы попробуем вспомнить и прокомментировать эту теорию с помощью этого приема. Что является источником учебного содержания, с кото рым учитель входит в класс? Учебная программа, учебник? Правильней будет сказать —тот социальный опыт, та ку льтура, которая стоит за этим учебным содержанием. И сам учитель, окажется, возможно, единственным в жиз ни ученика посредником между ним, учеником и данной областью культуры. ! Это ощущение (Ты — единственный, за тобой — гигантский многовековой культурный опыт челове чества, а пред тобой — новая генерация, и между ни ми кроме тебя — никого), если вдуматься, — обжига ет! Итак, если я вхожу в класс носителем не столько учеб ного содержания, заложенного в учебной программе (там, действительно, только знания и умения), а транслятором некоего социокультурного опыта, то зададимся вопросом: «Из чего он складывается?» 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz