Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Положение осложняется еще и тем, что невозможно создать необходимое количество учебных планов и про грамм на все времена и с учетом всех реалий сегодняшней школы. Учителя пытаются на свой страх и риск создавать соб ственные программы обучения для специализированных классов и школ, и тогда специалистам системы повыше ния квалификации приходится принимать для анализа и экспертной оценки программы, составленные исключи тельно на собственных представлениях учителя о том, ка ким должно быть содержание учебного предмета в той школе, где он работает. При отсутствии государственного стандарта, норма тивно утвержденного, отвечающего идеям и принципам гуманистической направленности образования, особое значение приобретает способность учителя самостоятель но реализовывать эти идеи и принципы при разработке со держания отдельных тем, разделов учебного курса, а также в программах отдельных спецкурсов и факультативов. Представленные выше система целей, принцип дидак тического кольца и дидактическая система обучения в ИПК позволяют успешно осуществлять эту задачу на практических занятиях по моделированию интегральных характеристик образовательного процесса. 3.2. Уровни содержания: объем и качество Широко обсуждаемый в педагогической печати разно уровневый подход котбору содержания, с помощью которо го пытаются определить в основном объемно-количест венные показатели (что предъявлять и что требовать от учеников, и в каком объеме), незаслуженно отодвинул на второй план другой, на наш взгляд, не менее продуктив ный качественный подход. Этот подход определяет следующие уровни содержа ния образования: мировоззренческий: цель — формирование научного мировоззрения, ознакомление с научной картиной мира. Методологический: цель —ознакомление с методами и формами научного познания. Теоретический: цель — изучение фундаментальных и прикладных научных теорий. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz