Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Шестой этап: Первый вариант —выбор адекватной целям и содержа нию технологии обучения. Так, например, при ориента ции процесса обучения на овладение учеником базовым содержанием образования наиболее эффективны могут быть технологии полного усвоения, уровневой дифферен циации, модульного обучения и т. п. Если основной целью педагогической деятельности на данном этапе выступает развитие исследовательских способностей ученика, то можно использовать хорошо зарекомендовавшие себя в практике работы учителей технологию обучения как учеб ного исследования, проблемное обучение, метод «проек тов»... При необходимости целенаправленного выращива ния коммуникативных и рефлексивных потребностей и способностей учеников хорошие результаты дают техно логия коллективной мыследеятельности, технология «Ма стерская знаний». Если основной целью педагога является формирование самостоятельности учащихся в решении познавательных задач, эффективны в этом отношении технология модульного обучения, гибкая технология проблемно-модульного обучения и т. д. Важно отметить, что каждая из перечисленных техно логий позволяет решать в комплексе несколько образова тельных задач, но в практике работы педагог вынужден их постоянно ранжировать. Эти технологии позволяют осу ществлять эту процедуру более обоснованно. Второй вариант: педагог может после 1—5 этапов и не останавливаться на какой-то из предложенных техноло гий обучения, а сконструировать свою. Но тогда ему при дется совершить еще целый ряд операций, включающих: а) конкретизацию целей обучения; б) выбор средств и приемов, обеспечивающих приня тие этих целей учащимися на каждом уроке и на каждом этапе урока, при смене видов учебной деятельности уче ников: доброжелательность, сопереживание, оказание моральной поддержки, выражение доверия ученикам, авансирование успеха; в) выбор методов, средств и приемов предъявления учебного материала и организации учебно-познаватель ной деятельности в зависимости от характеристик самого содержания, познавательных возможностей класса, про фессиональных возможностей педагога. з* 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz