Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Однако сам факт многолетнего и успешного существо­ вания таких школ, как Чикагская лабораторная школа, Бруклайнская средняя школа (штат Массачусетс), автор­ ская школа Саммерхилла, созданная английским педаго­ гом А. Нейлом, Вальдорфские школы в Штудгарте и в Бер­ не, теоретические основы функционирования которых разработаны Р. Штейнером, «справедливые сообщества» или «школы внутри школы» (JI. Кольберг) и сотен их по­ следователей как в России, так и за рубежом позволяет предположить, что само понятие социальная полезность сегодня меняет смысл на прямо противоположный: чувст­ во собственного достоинства, уникальный жизненный опыт, чувство свободы и доброго отношения к миру и лю­ дям, которые приобретают воспитанники этих школ, ока­ зываются не менее «социально полезны». Оказывается, что школа «радости» и школа —«теплый дом» не менее успешно готовят своих выпускников к вы­ ходу во взрослую жизнь, нежели классические гимназии или обычные общеобразовательные школы. «Да, ... нельзя не признать, что традиционные гимназии дают более фундаментальные знания по основным дисциплинам, и многим приходится провес­ ти еще один дополнительный год в другой школе, что­ бы подготовиться к поступлению в университет. Но что значит этот год в другой школе в сравнении с тем уникальным жизненным опытом, который мож­ но обрести только в этой замечательной школе» (Цырлина Т.). Всплеск интереса к работам таких ярких педагогов, как ПТ. А. Амонашвили, И. П. Волков, Т. И Гончарова, И. П. Иванов, Е. Н Ильин, М. П Щетинин и др. в конце 80-х го­ дов был отражением стремления педагогической обще­ ственности изменить положение ребенка в школе, в самом процессе обучения, повернув этот процесс в сторону раз­ вития и самоопределения личности. Но если все надежды в реализации гуманистической парадигмы связываются только с яркими, талантливы­ ми учителями, то не означает ли это следующее: гумани­ стическая идея в принципе не технологизируема, не ти­ ражируема в процессе обучения и, чтобы она нашла свое реальное воплощение в школе, а не осталась только в те- 3. Левитес Д. Г. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz