Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

туации... Пренебрегать силами и нуждами детст­ ва во имя достижений в жизни взрослого — это со­ вершать убийство» (Дж. Дьюи). Эти слова принадлежат американскому философу и педагогу Д. Дьюи и, по сути дела, являются предтечей не­ которых современных неогуманистических направлений в педагогике. Формируя содержание образования в школе, Дж. Дьюи выбирал занятия для детей по принципу реализации в них основных человеческих потребностей, и любая попытка гуманизировать процесс обучения на теоретической осно­ ве приводит исследователя рано или поздно к работам Д. Дьюи. Отрицая, по сути, объективную значимость знаний, современные последователи Д. Дьюи, сторонники неогу- манистического направления в педагогике (Р. Барт) вы­ ступают против любой резкой очерченности, структури­ рованности образования, касается ли это содержания об­ разования или технологии обучения. Только опыт субъективных переживаний школьника определяет содер­ жание и направленность процесса обучения. Предъявление обязательного минимума учебного ма­ териала, единые требования к обязательным результатам обучения не являются необходимыми атрибутами такого обучения. Более того, последовательные гуманисты в пе­ дагогике отрицают изначальную заданность и в содержа­ нии образования, и в методике обучения. Если основная цель педагогической деятельности — развитие личности ребенка, то это развитие должно изме­ ряться не в сравнении с другим ребенком и, тем более, не с каким-либо стандартом, а только по отношению к нему самому —вчерашнему, сегодняшнему, завтрашнему. Пессимистичный прогноз в отношении развития и ре­ ализации идей гуманистической парадигмы дидактики содержится в работах многих ученых, а также в высказыва­ ниях учителей-практиков. Самый «осторожный», на наш взгляд, принадлежит Т. Грину: «... Идеология профессии, вероятно, будет иметь гуманистическую направленность, в то время как оперативные установки будут ориентирова­ ться на социальную полезность». 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz