Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

достижению подлинной научной образованности учащих­ ся. Редукционистский подход идет вразрез с тем, как учени­ ки (особенно младшие школьники) воспринимают дейст­ вительность, а они видят вещи взаимосвязанными. Школа для ученика Альтернативой такой образовательной стратегии вы­ ступает неогуманистическая образовательная парадигма, в таких ее проявлениях как феноменологическое направ­ ление, открытое обучение, педагогика сотрудничества, проектное обучение и т. д. Мы упоминали выше, что гуманистический аспект взаимоотношений субъектов образования берется из формулы категорического императива И. Канта: чело­ век —цель в себе и нельзя превращать его в средство для других. В рамках этого подхода наблюдаются различия в опре­ делении источников и механизмов этого развития, но, не­ смотря на эти отличия, внимание педагога акцентрируется в первую очередь на явлениях внутреннего мира ребенка в процессе обучения, учения и становления его как лично­ сти. Непосредственный выход на экзистенциализм и гума­ нистическую психологию приводит гуманистически ори­ ентированного педагога (ученого и практика) к понима­ нию смысла существования школы как создания условий для персонально значимого учения, наполненного лично­ стным смыслом для каждого ученика. «Может ли, должен ли ребенок учить все то, что нужно взрослому? Попробуйте учить ребенка тому, что нужно ему в детстве, и вы увидите, что ни на что другое ему не остается времени. Какой смысл пренебрегать знаниями, нужными ребенку в настоя­ щем, как можно принуждать детей изучать вещи, годные для возраста, до которого дети, может быть, и не доживут... Наши настоящие наставники — опыт и чувст­ во. Мы слишком мало верим, слишком боимся, что вещи, которые мы, взрослые, уже знаем, дети ни­ когда не выучат, если не вдалбливать им их гораздо раньше, чем они сумеют использовать подобные си­ 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz