Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
гический элемент в рамках этих педагогических моделей — «познавательный интерес» (Д. В. Вилькеев, А. М. Ма- тюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и ДР-)- Однако, на наш взгляд, эти подходы, направленные на формирование у учеников системы глубоких и прочных зна ний, не могут в полной мере решать проблемы самоактуали зации ребенка, развития его личностного потенциала. Ибо, изначально направленные на «другое», не могут не предо пределять границы его личной интеллектуальной свободы. Материалистический подход в образовании превыше всего ставит достижение научной компетентности, знание конкретных фактов; поощряет воздержание от демонстра ции собственных ценностных ориентаций (В. И. Гинецин- ский). В исходном пункте, связанным с возникновением тра диционной парадигмы дидактики, ее задачи трактовались гораздо шире, там было гораздо больше гуманистических идей. Но со временем ход развития цивилизации привел к выхолащиванию культурной проблематики, к выделению обучения, ориентированного не на развитие личности, а на усвоение готовых знаний (О. Долженко). В данной образовательной стратегии отсутствует или просто декларируется как источник цели педагогической де ятельности сам ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удача ми и неудачами, с правом на ошибку и ее исправление, с пра вом на интеллектуальную собственность и, наконец, с пра вом на сохранение здоровья в процессе обучения. Со времени опубликования доклада «Нация в опасно сти», призывающего значительно улучшить образование молодежи в США, прошли три волны реформ. И если пер вая из них —принятие законов об изменениях — по сути сводилась к тезису «Чем больше, тем лучше» и фактически призывала к увеличению количественных показателей при изучении естественных дисциплин (рабочего дня, школьного года, требований к обязательным результатам обучения), то последняя стала реформой всей системы. Так, закон «Образование Америки-2000» предусматри вает и цели общенационального образования, и национа льные стандарты по всем предметам, и систему оценива ния. Но в восьми заявляемых целях нет ни одной прямо 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz