Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

Как бы мы не относились к таким программным заяв­ лениям, последний постулат не столь однозначен и требу­ ет некоторого комментария. На уровне ведущих идей и концепций любая учебная дисциплина, действительно, несет на себе определенную моральную, нравственную нагрузку, и, усваивая опреде­ ленные, например, естественнонаучные идеи, ученик усваивает не только их, но тот нравственный контекст, надпредметное содержание, которое в них заключено. Например, идея развития в биологии напрямую сопряжена с идеей ответственности ныне живу­ щих за состояние своего физического здоровья перед своими потомками; идея уникальной сложности живых систем — с идеей недопустимости негра­ мотного вмешательства в их функционирование и, тем более, недопустимости посягательства на жизнь; идея разнообразия жизни связана напрямую с представлением обустойчивости живой системы и т. д. Проблема часто состоит в том, что в массовой школе ученики до усвоения идей и концепций науки так и не до­ ходят, оставаясь на уровне фактологического, в лучшем случае, теоретико-понятийного усвоения учебного мате­ риала. Отметим, что поток научной, а значит, и учебной ин­ формации, продолжает стремительно расти. К каким по­ следствиям это приводит, хорошо знают родители, врачи. Эти последствия связаны с исходным пунктом традицион­ ной парадигмы дидактики, в соответствии с которой, об­ разование — это есть путь освоения учеником фундамен­ тальных, академических знаний, и российские гимнази­ сты начала века не меньше страдали от канонов дисциплинарной модели обучения, чем сегодняшние школьники (см. выше). Важно отметить следующее обстоятельство. В наше время разработаны и активно реализуются в практике мас­ совой школы всевозможные подходы к обучению, так или иначе старающиеся учесть и развить познавательную ак­ тивность учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потреб­ ности и познавательную мотивацию. Ключевой психоло­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz