Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
Как бы мы не относились к таким программным заяв лениям, последний постулат не столь однозначен и требу ет некоторого комментария. На уровне ведущих идей и концепций любая учебная дисциплина, действительно, несет на себе определенную моральную, нравственную нагрузку, и, усваивая опреде ленные, например, естественнонаучные идеи, ученик усваивает не только их, но тот нравственный контекст, надпредметное содержание, которое в них заключено. Например, идея развития в биологии напрямую сопряжена с идеей ответственности ныне живу щих за состояние своего физического здоровья перед своими потомками; идея уникальной сложности живых систем — с идеей недопустимости негра мотного вмешательства в их функционирование и, тем более, недопустимости посягательства на жизнь; идея разнообразия жизни связана напрямую с представлением обустойчивости живой системы и т. д. Проблема часто состоит в том, что в массовой школе ученики до усвоения идей и концепций науки так и не до ходят, оставаясь на уровне фактологического, в лучшем случае, теоретико-понятийного усвоения учебного мате риала. Отметим, что поток научной, а значит, и учебной ин формации, продолжает стремительно расти. К каким по следствиям это приводит, хорошо знают родители, врачи. Эти последствия связаны с исходным пунктом традицион ной парадигмы дидактики, в соответствии с которой, об разование — это есть путь освоения учеником фундамен тальных, академических знаний, и российские гимнази сты начала века не меньше страдали от канонов дисциплинарной модели обучения, чем сегодняшние школьники (см. выше). Важно отметить следующее обстоятельство. В наше время разработаны и активно реализуются в практике мас совой школы всевозможные подходы к обучению, так или иначе старающиеся учесть и развить познавательную ак тивность учащихся за счет включения в учебный процесс проблемных ситуаций, опоры на познавательные потреб ности и познавательную мотивацию. Ключевой психоло 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz