Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

тегия, тем не менее, не ставит перед педагогом никаких других целей (воспитательных, развивающих), определя­ ющих качество образования как процесса, а не только пла­ нируемого результата деятельности. Ибо считается, что, усваивая знания, ученик имманентно подготавливается к жизни в качестве полноправного гражданина демократи­ ческого общества. Как беглое чтение, письмо и счет явля­ ются фундаментом для успешного обучения в последую­ щих классах, так и обучение основам наук есть уже само по себе подготовка к будущей взрослой жизни. К этому можно добавить, что каноны дисциплинарной модели обучения создают непреодолимые межпредмет­ ные барьеры, и, скрытая от учительской общественности, борьба «интегративщиков» и «системщиков» (сторонни­ ков интегративных и систематических учебных курсов) есть слабое отражение противостояния предметно- и лич- ностно-ориентированных дидактических парадигм. Несмотря на растущее распространение идей гумани­ стического образования представители традиционалист- ско-консервативного направления, начиная с 70-х годов, консолидируют свои позиции. Давая характеристику этой образовательной стратегии, известный американский психолог Р. Эбел отмечает: «Школа не является местом для социального экс­ периментирования, куда общество могло бы делеги­ ровать ответственность в деле поиска необходимых путей и решений, направленных на устранение раз­ личных дефектов общественной жизни... Школа — не опекунское учреждение для решения эмоциональных проблем молодежи». Такая школа берет свое начало от немецкой классиче­ ской гимназии XIX века, точнее, от теоретических постро­ ений И. Ф. Гербарта, когда разработанная им концепция «воспитывающего обучения» фактически привела к отка­ зу от постановки специальных воспитательных и развива­ ющих целей педагогической деятельности. В соответствии с теорией И. Гербарта настоящее ядро нашего духовного бытия не может быть с уверенностью выработано ни опытом, ни общением с людьми и только преподавание глубже всего проникает в мастерскую убеж­ дений. В рамках этой школы аффективная сфера лично­ 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz