Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
тегия, тем не менее, не ставит перед педагогом никаких других целей (воспитательных, развивающих), определя ющих качество образования как процесса, а не только пла нируемого результата деятельности. Ибо считается, что, усваивая знания, ученик имманентно подготавливается к жизни в качестве полноправного гражданина демократи ческого общества. Как беглое чтение, письмо и счет явля ются фундаментом для успешного обучения в последую щих классах, так и обучение основам наук есть уже само по себе подготовка к будущей взрослой жизни. К этому можно добавить, что каноны дисциплинарной модели обучения создают непреодолимые межпредмет ные барьеры, и, скрытая от учительской общественности, борьба «интегративщиков» и «системщиков» (сторонни ков интегративных и систематических учебных курсов) есть слабое отражение противостояния предметно- и лич- ностно-ориентированных дидактических парадигм. Несмотря на растущее распространение идей гумани стического образования представители традиционалист- ско-консервативного направления, начиная с 70-х годов, консолидируют свои позиции. Давая характеристику этой образовательной стратегии, известный американский психолог Р. Эбел отмечает: «Школа не является местом для социального экс периментирования, куда общество могло бы делеги ровать ответственность в деле поиска необходимых путей и решений, направленных на устранение раз личных дефектов общественной жизни... Школа — не опекунское учреждение для решения эмоциональных проблем молодежи». Такая школа берет свое начало от немецкой классиче ской гимназии XIX века, точнее, от теоретических постро ений И. Ф. Гербарта, когда разработанная им концепция «воспитывающего обучения» фактически привела к отка зу от постановки специальных воспитательных и развива ющих целей педагогической деятельности. В соответствии с теорией И. Гербарта настоящее ядро нашего духовного бытия не может быть с уверенностью выработано ни опытом, ни общением с людьми и только преподавание глубже всего проникает в мастерскую убеж дений. В рамках этой школы аффективная сфера лично 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz