Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

неверным, неудачный выбор, сделанный страной, регио­ ном, школой в сторону той или иной образовательной стратегии, как по цепочке (цели —содержание —методы — результат), рождает целый набор неожиданных, незап­ ланированных педагогических «результатов». Рассмотрим последовательно все элементы этой «цепочки». Образовательная стратегия —это система, включающая всебя выводы из анализа социально-образовательной ситуа­ ции, цели образования, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как на участника образовательного процесса, а также связи между этими ком­ понентами системы. Попутно следует отметить, что в практике работы шко­ лы понятие «образовательная стратегия» тесно смыкается с другим понятием — «миссия школы», которое можно определить как совокупность целей и связанных с ними убеждений, отношений, форм и методов деятельности, ха­ рактерных или считающихся характерными для конкрет­ ной школы. На наш взгляд, множество образовательных стратегий — явление, обуслоатенное не объективной заданностью обра­ зовательных реалий, а, скорее, предпочтениями различных исследователей, акцентирующих внимание на отдельных сторонах одного явления. Сила традиций Так сложилось в истории, что школа, училище, универ­ ситет изначально были направлены на удовлетворение спроса на знания. Этим, в основном, и определялись мис­ сии учебных заведений. Все другие цели были производ­ ными от познавательной и второстепенными по отноше­ нию к ней. Собственно в этом, по нашему мнению, и состоит из­ начальная заданность когнитивной парадигмы традицион­ ного образования, которая последние два десятилетия пе­ реживает своеобразный ренессанс в западной школе. Сущность же ее заключается в декларации приоритета усвоения учениками фундаментальных знаний перед всеми другими педагогическими целями. Ну, разумеется, «усовершенствованная», ну, конечно, и «практически», и «личностно» ориентированная, эта стра­ 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz