Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

деятельности и, тем самым, сформировать цель деятель­ ности как предметную проекцию будущего. Цель как предметная проекция будущего может быть выражена в форме существительного — «знание», «уме­ ние». Но как предметно осознанное побуждение, порож­ денное потребностью и мотивом, цель предполагает, как минимум, наличие субъекта деятельности. По этому опре­ делению, у непредубежденного исследователя вызывают сомнения словосочетания «цели математического (биоло­ гического, физического) образования». Может быть, цель деятельности учителя биологии (ма­ тематики, физики) и цель ученика, изучающего данный предмет. И выражаться эти цели будут в форме глагола: по­ нять, запомнить, научиться (для ученика), или привести к пониманию, сформировать потребность, научить и т. д. — для учителя. И если учитель работает в классе, где цели учеников впрямую не связаны с данным учебным предметом, то первоочередной целью учителя становятся не знания уме­ ния и навыки учеников (цель как предметная проекция будущего), а различные познавательные потребности, внутренние мотивы и, наконец, собственные цели учеб­ ной деятельности его учеников. Не решив этой задачи, учитель не сможет достичь ни­ каких других целей, связанных с данным предметом (разу­ меется, если речь не идет о педагогическом насилии в лю­ бых его проявлениях). И задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, со­ здать это ощущение нужды, дискомфорта, связанное с ограниченностью его личного опыта в решение возникаю­ щей проблемы, во-вторых, показать ученику объект (вы­ брать соответствующее содержание), на который может быть направлен мотив его деятельности. Обозначить пред­ мет его деятельности и тем самым сформировать цель дея­ тельности как предметную проекцию будущего. Развитие ученика как субъекта деятельности идет по пути выращивания у него цели собственной деятельности в такой последовательности: «потребность —мотив —цель». Отсюда деятельность педагога должна быть направлена на выращивание таких потребностей ученика, которые органично соответствуют основным компонентам содер­ жания образования как отражению социального опыта. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz