Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
деятельности и, тем самым, сформировать цель деятель ности как предметную проекцию будущего. Цель как предметная проекция будущего может быть выражена в форме существительного — «знание», «уме ние». Но как предметно осознанное побуждение, порож денное потребностью и мотивом, цель предполагает, как минимум, наличие субъекта деятельности. По этому опре делению, у непредубежденного исследователя вызывают сомнения словосочетания «цели математического (биоло гического, физического) образования». Может быть, цель деятельности учителя биологии (ма тематики, физики) и цель ученика, изучающего данный предмет. И выражаться эти цели будут в форме глагола: по нять, запомнить, научиться (для ученика), или привести к пониманию, сформировать потребность, научить и т. д. — для учителя. И если учитель работает в классе, где цели учеников впрямую не связаны с данным учебным предметом, то первоочередной целью учителя становятся не знания уме ния и навыки учеников (цель как предметная проекция будущего), а различные познавательные потребности, внутренние мотивы и, наконец, собственные цели учеб ной деятельности его учеников. Не решив этой задачи, учитель не сможет достичь ни каких других целей, связанных с данным предметом (разу меется, если речь не идет о педагогическом насилии в лю бых его проявлениях). И задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, со здать это ощущение нужды, дискомфорта, связанное с ограниченностью его личного опыта в решение возникаю щей проблемы, во-вторых, показать ученику объект (вы брать соответствующее содержание), на который может быть направлен мотив его деятельности. Обозначить пред мет его деятельности и тем самым сформировать цель дея тельности как предметную проекцию будущего. Развитие ученика как субъекта деятельности идет по пути выращивания у него цели собственной деятельности в такой последовательности: «потребность —мотив —цель». Отсюда деятельность педагога должна быть направлена на выращивание таких потребностей ученика, которые органично соответствуют основным компонентам содер жания образования как отражению социального опыта. 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz