Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).
не подготовкой к жизни, а, собственно, жизнью, осмыс ленной и значимой для самого ученика. Помочь ученику вырастить цель собственной деятель ности можно назвать «Я —целью», или подцелью деятель ности учителя, ибо без ее достижения становится пробле матичным достижение других целей деятельности педаго га, будь то усвоение учеником знаний или развитие каких-либо личностных качеств ученика. Возникновение потребности —первый шаг к выращи ванию цели деятельности. Потребность как таковая не имеет предметного содержания, это, скорее, психическое отражение нужды в чем-либо. Ученик может и не осозна вать, что ему мешает комфортно существовать в этом мире конкретно на этом уроке, в общении со значимыми для него взрослыми и сверстниками. Родители перевели мальчика в другую школу и там, волею обстоятельств, он попадает в математический класс. У него еще нет цели — стать хорошим матема тиком, нет мотива — изучать математику, чтобы не быть белой вороной в этом необычном классе... Первое ощущение можно определить как «дис комфорт», как «что-то не так»: все рвутся к доске, на переменках не носятся, арешают задачи, просят у учителя дополнительные задания... Это первое ощу щение можно определить как неосознаваемую по требность в снятии возникающего напряжения. По том уже мотив («я должен быть не хуже других»), потом уже цель («надо научиться решать эти зада чи»), Но сначала — потребность как нужда, как дис комфорт, потребность как порыв при столкновении с новой неожиданной ситуацией. Мы пока не обсуждаем способы выращивания учите лем целей деятельности ученика; для нас важно само осоз нание учителем этой сферы своей деятельности. Подавля ющее большинство учителей на уровне педагогической интуиции в процессе обучения пытаются достичь именно этой цели через развитие познавательных потребностей учеников, и если это удается, то тогда следующий шаг со стоит в том, чтобы показать ученику объект (выбрать соот ветствующее содержание), на который может быть на правлен мотив его деятельности, обозначить предмет его 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz