Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

не подготовкой к жизни, а, собственно, жизнью, осмыс­ ленной и значимой для самого ученика. Помочь ученику вырастить цель собственной деятель­ ности можно назвать «Я —целью», или подцелью деятель­ ности учителя, ибо без ее достижения становится пробле­ матичным достижение других целей деятельности педаго­ га, будь то усвоение учеником знаний или развитие каких-либо личностных качеств ученика. Возникновение потребности —первый шаг к выращи­ ванию цели деятельности. Потребность как таковая не имеет предметного содержания, это, скорее, психическое отражение нужды в чем-либо. Ученик может и не осозна­ вать, что ему мешает комфортно существовать в этом мире конкретно на этом уроке, в общении со значимыми для него взрослыми и сверстниками. Родители перевели мальчика в другую школу и там, волею обстоятельств, он попадает в математический класс. У него еще нет цели — стать хорошим матема­ тиком, нет мотива — изучать математику, чтобы не быть белой вороной в этом необычном классе... Первое ощущение можно определить как «дис­ комфорт», как «что-то не так»: все рвутся к доске, на переменках не носятся, арешают задачи, просят у учителя дополнительные задания... Это первое ощу­ щение можно определить как неосознаваемую по­ требность в снятии возникающего напряжения. По­ том уже мотив («я должен быть не хуже других»), потом уже цель («надо научиться решать эти зада­ чи»), Но сначала — потребность как нужда, как дис­ комфорт, потребность как порыв при столкновении с новой неожиданной ситуацией. Мы пока не обсуждаем способы выращивания учите­ лем целей деятельности ученика; для нас важно само осоз­ нание учителем этой сферы своей деятельности. Подавля­ ющее большинство учителей на уровне педагогической интуиции в процессе обучения пытаются достичь именно этой цели через развитие познавательных потребностей учеников, и если это удается, то тогда следующий шаг со­ стоит в том, чтобы показать ученику объект (выбрать соот­ ветствующее содержание), на который может быть на­ правлен мотив его деятельности, обозначить предмет его 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz