Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит : [учебно-методическое пособие] / Д. Г. Левитес. - Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 253 с. : ил. - (Библиотека педагога-практика / сер. осн. в 1996 г.).

эта реальность существует и развивается по своим нормам, по своим законам. Одной из таких закономерностей и является законо­ мерность, связанная с самим процессом познания, вклю­ чающем в качестве первого этапа возникновение собст­ венно потребности в знании. По мнению американского психолога Э. Фромма, общество может содействовать, а может деформировать познавательные потребности. Вто­ рое происходит чаще, что порождает конформизм, то есть уродует природу человека. «Одновременное наличие у субъекта нескольких целей можно интерпретировать как сложность, координирован­ ность, интегрированность единого предмета деятельно­ сти» (В. Мильман). Но содержание образования и сам ученик являются об­ разцами сложности и интегрированности. И задача учите­ ля заключается в том, чтобы отыскать основной мотив де­ ятельности, чтобы соединить, казалось бы, несоединимые цели, такие, например, как обязательное усвоение систе­ мы знаний по учебному предмету, с одной стороны, и осоз­ нание учеником своего права на самостоятельность и на интеллектуальную свободу —с другой. И этим основным мотивом, а по сути, интегрирующей целью образования является «готовность обученного субъекта адаптироваться в окружающей социоприродной среде, к выполнению общих для данного общества социа­ льных функций с целью облегчения ориентации во вновь возникающих условиях, к самопроявлению и самореали­ зации своей личности» (И. Я. Лернер). Это положение можно было бы принять в качестве формулировки основной цели образования при одном су­ щественном уточнении. Речь, очевидно, должна идти не об ОБУЧЕННОМ, а ОБУЧАЮЩЕМСЯ субъекте. В пер­ вом случае цель направлена в будущее, и тогда сам процесс обучения рассматривается лишь как подготовка к будущей жизни, а ученик —как объект приложения сил образова­ тельной системы. Но если мы будем подходить к процессу обучения с по­ зиции деятельностного подхода, то наличие потребности учиться приводит к возникновению внутренней цели дея­ тельности самого ученика, превращая обучаемого в обуча­ ющегося. И тогда время, проводимое на уроке, становится 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz